Комментарий дня

«Великий Пост готовит нас к возможности соприкосновения с великим чудом…»

«Великий Пост готовит нас к возможности соприкосновения с великим  чудом…»
Дата:
15.03.2016
Все публикации автора
Автор:
Протоиерей Андрей Дубровин

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Проповедь благочинного Закамского региона протоиерея Андрея Дубровина в Прощеное воскресенье в Свято-Вознесенском соборе г. Набережные Челны

Великий Пост готовит нас к возможности соприкосновения с великим  чудом,  которое носит буквально космический характер — Бог ради нашего спасения, ради того, чтобы мы вновь имели возможность войти в Царствие Небесное, посылает Своего Единородного Сына на страдания и смерть. И раз в год в день Воскресения Христова мы невидимо входим в Горний мир и соприкасаемся с той Благодатью Божией, когда Сам Господь Наш Иисус Христос является и тем Агнцем, Который приносится в жертву, Он же Сам преподносит Себя, и Он же, как Бог, принимает эту Жертву. Конечно, каждый год не происходит того убийства — распятия Иисуса Христа, которое когда-то произошло. Но это событие находится вне времени, и мы соприкасаемся с ним — оно где-то в вечности, и мы всякий раз с интервалом в год к нему приближаемся. И естественно, для того чтобы стать причастниками Божественного естества необходимо, чтобы мы были готовы к этому.

Мы вступаем в Великую Четыредесятницу. Наверное, не просто нам будет, ведь Бог в это время попускает нам в большей степени, чем обычно, нести различные тяготы. Однако,  мы знаем, что за каждой страстью, злой привычкой стоят бесы — они окружают нас. Через человека зло пришло в мир. Но Бог положил, что через человека должна быть одержана и победа. Поэтому Он нам так доверяет и говорит: «Вы вновь теперь сыны Бога живаго». И вот после спасительной для нас Христовой Жертвы мы вновь имеем возможность принять  в себя Благодать Божию, соединиться с Его Божеством через Его обоженное человечество. И Господь даёт нам время на подготовку к этому — время брани, и мы подобно воинам надеваем на себя доспехи, которые есть наши молитвенные труды и наше покаяние.

Без покаяния невозможно спастись. Мы не праведники. Но человек, который осознал, что он без Спасителя ничто — человек, который научился видеть грех в себе — человек, который понимает, что он более грешен, чем окружающие — человек, который понимает, что он достоин не только того, чтоб его толкали, например, в храме Божием, но ещё и того, чтобы ноги об него вытирали, потому что он грешник — такой человек приобрёл великое умение. Блаженны нищие духом, которые поняли, что они без Спасителя никто; блаженны плачущие — рыдающие о своих грехах, осознающие немощь свою. Это состояние смирения, покаяния рождает состояние кротости и незлобия. Вот чего нам всем не хватает — незлобия! Только после этого человек достигает того состояния, когда душа научается навыкам творения добра и  милости.

Легко делать добро, когда у тебя всё хорошо, когда все живы, здоровы, когда нет неприятностей, и начальство тебя любит. А вот когда наоборот всё, то оставаться милостивым и прощать уже труднее.

Мы сегодня слышали Евангельские слова на Литургии — это непременный закон духовной жизни — Христос сказал, что если мы не научимся прощать друг друга, то Бог тоже нас не простит. Мы же понимаем, что в один прекрасны момент (как правило, неожиданный) мы предстанем на суде Божием. И там, каким бы я не был хорошим, как бы я не был чист от смертных грехов, но если осталась у меня обида на кого-то, то не будет прощения. Действительно, вот два человека (может быть и хороших) ругаются между собой: и тот прав, и другой прав, и не могут они друг другу простить или уступить. Что мы скажем в таком случае об этих людях? Среди них нет ни одного православного христианина. Потому что настоящий православный всегда сделает шаг назад и скажет: «Прости меня брат — я не прав, я искусил тебя. Это я плохой. Ты даже не знаешь, какой я на самом деле… Прости!» На такое поведение ведь и душа другого открывается, и ему тоже стыдно становится. Так ведут себя православные христиане. Но мы порой забываем об этом. И если Господь забёрёт нас, то будем ли мы в раю? Да, и как можно быть в раю, если ты не прощён, если ты и сам не простил?!

И вот неспроста Церковь назначила нам пред Великим Постом Чин прощения — хорошую добрую традицию. Только хочется, чтобы мы не превратились в фарисеев говорящих друг другу «Прости меня», когда нет искреннего покаяния — только форма, чтобы показаться хорошими. Нет, Такое покаяние Бог не примет. Нужно по-настоящему, на самом  деле видеть себя грешником.

(Р)

Теги: Чин прощенияпрощенное воскресеньеВеликий постВеликий пост 2016протоиерей Андрей Дубровинпроповедь

Все новости раздела