Публикации

«Ной-2014» или как демоны помогли хорошему человеку

«Ной-2014» или как демоны помогли хорошему человеку
Дата:
09.04.2014

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Всё по-честному

Этой весной на большие экраны вышел фильм «Ной» американского режиссёра Даррена Аронофски, известного, к примеру, по фильму «Реквием по мечте».

Официальный трейлер довольно честно даёт понять нам, что от Библии в киноистории под названием «Ной» остались только некоторые слова, имена и собственно Потоп. Всё начинается с нескольких спецэффектов и стандартной «волнующей» музыки, отсылающей зрительское восприятие к масштабным фантастическим боевикам и фильмам-катастрофам, производства современных кинокомпаний; далее мы видим кадры, где кто-то кому-то что-то эффектно кричит, кто-то кого-то лихо «по-спецназовски» убивает, кто-то взволнованно смотрит вдаль. Таким образом, трейлер довольно точно передаёт суть предстоящего трёхчасового просмотра.

«Вначале не было ничего»

Фильм начинается с надписи на тёмном экране «Вначале не было ничего». Здесь я начинаю нервно смеяться, и в голове моей вертятся только слова рецензии одного православного священника о том, что этот фильм может привести неверующего человека к христианству. Интересно, каким образом и куда приведёт этот фильм неверующего человека, если первый же кадр является явным противоречием первым словам Евангелия о том, что «Вначале было Слово»? Ведь явно же, что перед нами отсылка к Писанию, но смысла-то в этом нет. Получается, что такой вот пустословный каламбур, эпатажа ради, предваряет историю о гибели человечества… Впрочем, ладно — смотрим дальше. Примерно на 2-й или 3-й минуте появляются падшие ангелы, которые, «жалея» изгнанных из рая людей, следуют за ними на землю, чтобы (ну а как иначе это понять?) защитить их от Бога и Его гнева. После этого происходит что-то уж совсем безумное… Перед походом в кинотеатр я прочитал в нескольких рецензиях о том, что в современном «Ное» в качестве действующих лиц появляются…  трансформеры, и честно говоря, не поверил этому. Но трансформеры там действительно есть: падшие ангелы после приземления на землю (в наказание за своё милосердие) становятся какими-то огромными каменными существами (на самом деле очень похожими на роботов со светящимися глазами). И вот эти добрые роботы-демоны начинают помогать людям в освоении планеты, а потом ещё и вместе с Ноем строят ковчег.

Что ещё рассказать о «Ное-2014»? Есть в фильме один странный артефакт — кусок кожи змея-искусителя, который люди почему-то бережно хранят, как… святыню (к чему бы такие нежности?). Есть в фильме много кровавых сцен (о которых нас честно предупредил трейлер), когда одичавшие потомки Каина едят сырое мясо, насилуют женщин, убивают всех подряд  и неоднократно с воем штурмуют ковчег Ноя. Честно скажу: вся эта кровь не впечатляет, потому, что её и так хватает на экранах; вся эта кровь не нужна больше ни для чего, кроме как для создания эффекта банального экшена, без которого (как, видимо, думают создатели фильма) современный зритель «не съест» «нудную» Библейскую историю. Есть в фильме всё, что приличествует современному кинорынку, и даже Ной предстаёт пред нами не совсем праведником (кто на это смотреть будет?!), а эдаким положительным техасским рейнджером, который профессионально приканчивает назойливых «плохих» парней.

Актёрская игра

Она почти отсутствует, к сожалению, но, судя по всему — не по вине артистов, а лишь по причине поверхностных режиссёрских задач и обилия внешних эффектов, в условиях которых любой, даже самый прекрасный, текст становится ложью. Как бы то ни было, Энтони Хопкинс в роли престарелого Мафусаила одним взглядом сообщил мне гораздо больше о Библии, чем все остальные артисты во время своих страданий, экзальтированных слёз, драк, различных непристойностей и пафосных речей (впрочем, у всех героев молчаливые сцены выглядели достаточно убедительно).

Есть ли хоть что-то хорошее?

Вновь возвращаюсь к статьям, которые утверждают, что фильм «Ной» способен привести неверующего человека к тому, чтобы взять Библию в руки и открыть её. Думаю, да — после этого фильма действительно может возникнуть интерес к  Священному Писанию, как… к ещё одной модной остросюжетной книжке в стиле фентези. И о каком христианстве здесь может идти речь? О каком прикосновении к вере...? Получается, что в случае с этой кинокартиной нельзя даже с уверенностью сказать что-то типа «Молодцы, что тему такую подняли, что материал для работы такой взяли…».

Если и хотел режиссёр показать зрителям в звероподобном мире потомков Каина наше современное общество, то, вряд ли кого-то этим удивил или растрогал до глубины души, потому, что этой кровью (повторюсь и скажу банальность) зрители уже давно обливаются в компьютерных играх и других фильмах — обливаются совершено безболезненно для совести. Каждый зритель уже давно знает, что надо делать с врагами: нужно по примеру «Ноя» взять в руки зазубренный кусок копья… До молитвы ли в таких-то условиях?

Михаил ПЕШЕХОДОВ

Теги: кинофильмкинолекторийрецензия

Все новости раздела