Публикации

К дню памяти святых отцев VII Вселенского Собора

К дню памяти святых отцев VII Вселенского Собора
Дата:
21.10.2018
Все публикации автора
Автор:
Анжела Киселёва

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Сейчас мы уже не мыслим православный храм или дом боголюбивого христианина без икон. Они освящают пространство, и неслышно призывают к молитве — стоит только взглянуть. Однако были времена в истории, когда иконы были под запретом. Таких периодов, пожалуй, было даже несколько, взять хотя бы советский — в нашей стране. Однако один из самых масштабных был в VIII веке, когда борьба с иконами и запрет на их почитание стали претендовать на догматическое утверждение для всего Православия. Последствия этой «войны» с образами были настолько глобальными, что для их преодоления в 787 году был созван VII Вселенский Собор. Именно на нем утверждены основные понятия о сути почитания иконы, как о святыне, возносящей мысль молитвенника «от образа к Первообразу».

VII Вселенский Собор еще называют вторым Никейским, потому что он проходил в городе Никее, также, как и I Вселенский Собор, созванный в IV веке для низложения ереси Ария. Необходимость созвать второй Никейский Собор возникла из-за опасного распространения иконоборчества, которое возникло при византийском императоре Льве Исавре, и продолжилось при его сыне и внуке. Доводов у противников икон было несколько. В частности, император считал, что устранение икон помогло бы многих магометан, которые являются непримиримыми противниками любых изображений Бога, присоединить к Православию, или хотя бы обеспечить представителям обеих религий спокойное сосуществование. Еще приверженцы иконоборчества обвиняли тех, кто чтит святые образы, в том, что они поклоняются тварной вещи, вместо истинного Бога, то есть в идолопоклонничестве. Конечно, эти упреки не имели под собой никаких оснований, кроме непонимания самими оговорщиками истинного смысла и цели существования образов. И вот именно VII Вселенский Собор призван был остановить иконоборческую кампанию, разъяснив и догматически утвердив суть почитания образов с изображением Христа, Пречистой Богоматери, ангелов и святых.

Стоит отметить, что несмотря на императорскую поддержку, иконоборчеству противостояло верующее население, духовенство, иерархи. Однако властитель силой — казнями и сожжениями, насаждал этот безумный закон. Константинопольский Патриарх Герман восстал против указа императора. Поддержку Патриарху оказал Папа Римский Григорий II. Послания в защиту икон написал преподобный Иоанн Дамаскин и многие-многие другие. Отцы Церкви, понимали, что светская власть «взращивает» новую ересь, которая может нанести большой вред Православию.

Решение о созыве Вселенского Собора было принято при императрице Ирине, почитавшей святые образа. Запланировано было провести его в Константинополе летом 786 года. Однако открывшийся Собор разогнали военные, разделявшие взгляды иконоборцев. В мае 787 года вновь были разосланы приглашения епископам на Собор, только уже не в Константинополе, а в Никее, что в Малой Азии.

VII Вселенский Собор начал свою работу 24 сентября и продолжался месяц. На нем присутствовало по разным оценкам 350-368 иерархов. Главное, что утвердили отцы на этом Соборе — это догмат о почитании икон. Они собрали исторические доказательства в пользу этого, привели множество аргументов. Отцы четко разделили понятия: «поклонение», которое возможно только Богу; и «почитание» — более широкое понятие, в которое входит, например, почитание отца и матери и которое возможно относительно иконы со святым ликом. Кстати, о самом изображении, которого, как утверждали иконоборцы, быть не может, поскольку «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1,18). Преподобный Иоанн Дамаскин привел главный довод в возможность написания лика — он короткий, но веский: «Икона возможна, потому что Бог воплотился». Собор разрешил и постановил поставлять и полагать в святых храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично одному Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиама.

Святые отцы утвердили, что икона — есть зрительное выражение Евангелия. То, что Священное Писание доносит до души человека через слух, икона показывает через изображение. Благодаря ей мы познаем Бога. Глядя на святой образ, мы возносимся умом к Господу, Богоматери или угодникам Божиим, изображенным на иконе. Она — словно светозарное «окошечко», через которое мы проникаем в Божественное.

Благодаря отцам, собравшимся на Соборе в 787 году, сегодня мы имеем возможность поставить любимый образ у себя в квартире, прийти в храм и приложиться к иконе с ликом Господа, Богоматери или святого. Я думаю, всем знакомо чувство, когда приходишь в храм на праздник любимого, глубоко почитаемого угодника Божия, прикладываешься к его образу на центральном аналое и чувствуешь, будто обнял родного человека, которого давно не видел и по которому истосковалось сердце. А если бы все это было у нас отнято абсурдным решением светского человека?

Ересь иконоборчества после VII Вселенского Собора отступила не сразу. Около 25 лет она еще будоражила умы императоров, пока окончательно не была низложена на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре. В честь этого события и был установлен праздник Торжество Православия, отмечаемый в первую неделю Великого поста. Нам же остается помнить, что икона, хоть и остается святыней, но важна не сама по себе, а ценна как «участница» нашего молитвенного предстояния перед Богом. Это не «оберег», не средство от головных болей и не панацея от всех бед. Икона — помощница в молитве к Тому, в чьих руках спрятано все то сокровище, которое мы ищем.

(А)

Теги: VII Вселенский СоборСвятые ОтцыИоанн ДамаскинТоржество Православияересьиконоборчествоиконопочитание

Все новости раздела