Публикации

К 435-летию явления Казанской иконы Божией Матери

К 435-летию явления Казанской иконы Божией Матери
Дата:
21.07.2014

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Предлагаем вашему вниманию материал, который был размещен в «Журнале Московской Патриархии» в 1979 году к 400-летию явления Казанской иконы Божией Матери. Автор материала — игумен Анастасий (Меткин), ныне — митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий.

Празднование в Москве

21 июля 1979 года — праздник Казанской иконе Божией Матери — со­вершался, по обычаю, повсеместно — во всех храмах Русской Православной Церкви. С особым торжеством этот день — день 400-й годовщины со времени чу­десного явления святой Казанской ико­ны (в 1579 году) — прошел в Москве и в Казани.

В Богоявленском патриаршем собо­ре в Москве пребывает один из спис­ков с древней чудотворной Казанской иконы Богоматери. Этот список особо почитается верующими москвичами. Чтимый образ обычно находится в местном, Богородичном ряду иконоста­са. В дни праздников в честь Казан­ской иконы этот образ вы­носится клириками на середину храма и устанав­ливается на аналое.

Божествунную литургию в честь юбилейного празднества, а накануне — Всенощное бдение в патриаршем со­боре совершал Святейший Патриарх Пимен в сослужении митрополитов Карфагенского Парфения (Алексан­дрийская Церковь), Таллинского и Эстонского Алексия, Крутицкого и Ко­ломенского Ювеналия, Одесского и Херсонского Сергия, архиепископов Калининского и Кашинского Алексия, Волоколамского Питирима, епископов Додонского Хризостома (Элладская Церковь), Никопольского Хризостома (Александрийская Церковь), Зарай­ского Иова, Чебоксарского и Чуваш­ского Варнавы, Пензенского и Саран­ского Серафима.

Среди сослуживших клириков были настоятель собора протопресвитер Матфей Стаднюк, представитель Па­триарха Александрийского в Одессе архимандрит Григорий Мудзурис, пред­ставитель Патриарха Московского в Александрии протоиерей Иоанн Орлов. За литургией Святейший  Патриарх Пимен пожаловал протоиерею И. Ор­лову митру.

И за Всенощной, и за Литургией мо­лился Блаженнейший Папа и Патри­арх Александрийский и всей Африки Николай VI. Перед началом богослу­жения Его Блаженству была устроена торжественная встреча.

После литургии Блаженнейший Папа и Патриарх Николай и Святейший Патриарх Пимен в сослужении литургисавших иерархов и многих клириков совершили праздничный молебен пе­ред чтимым Казанским образом Божией Матери. Патриарх Пимен читал Святое Евангелие и молитву Божией Матери. Оба Патриарха и служивший собор приложились к чтимой Казанской ико­не Божией Матери и к честным мо­щам святителя Московского Алексия. Затем Святейший Патриарх Пимен обратился к верующим со словами проповеди.

Его Святейшество преподнес в дар Блаженнейшему Папе и Патриарху Николаю патриарший комплект — па­нагии и крест. Предстоятель Александрийской Церкви в ответном слове сказал, что верующие люди заполнили этот свя­той храм, чтобы прославить святую икону Божией Матери, именуемую «Казанской», и поставить в ее честь свечу. Молитва перед прославленными чудотворными иконами Божией Ма­тери и сегодня, как и всегда, требует от нас сердечной чистоты, доброделания и духовной жизни.

Мы должны молиться перед святой Казанской иконой Божией Матери и просить Матерь Божию, чтобы Она Своим предстательством пред Богом укрепляла всех государственных руко­водителей, дабы они направляли сво­их людей на путь мира, справедли­вости, счастья, признания человече­ского достоинства, которое является законом Божиим.

«Ваше Святейшество, — сказал в заклю­чение Предстоятель Александрийской Церкви, — мы сердечно благодарим Вас за приглашение участвовать в этом празднике. Мы сегодня молились как истинные братья во Христе. Пусть благословение Божией Матери, к Ко­торой верующий русский народ всег­да обращается с молитвой, пребудет всегда с Вами, Ваше Святейшество, с членами Священного Синода, с архи­пастырями и пастырями Русской Пра­вославной Церкви и со всем народом».

Святейший Патриарх Пимен, по обы­чаю, переоблачился в мантию и с ам­вона благословил богомольцев, тепло поздравив их с праздником.

С высоким духовным подъемом со­вершались юбилейные богослужения. Вместе с Русской Церковью в бого­служениях праздника приняли уча­стие Александрийская и Элладская Церкви в лице их высоких представи­телей. Это молитвенное участие особо радует, ибо оно совершалось в со­ответствии с древним обычаем право­славных — сорадоваться радости братьев и сестер по вере.

Молитва перед Казанской иконой Божией Матери — это по преимущест­ву молитва о мире и благостоянии Церкви Русской. Но это также молит­ва и о всех Православных Церквах, это сугубая молитва о мире всего мира.

Предстательством Пречистыя Твоея Матери, Господи, «мир мирови Твое­му даруй, Церквам Твоим, священни­ком, воинству и всем людем Твоим...».

Торжества в Казани

«Предстательством и молением За­ступницы нашей Владычицы Богоро­дицы и Приснодевы Марии, непре­станным ходатайством Ее пред Своим Сыном и Богом нашим, по благодати Божией, ныне Господь показал нам праведное и всесветлое солнце... явил пресветлую икону...»

Как близки и понятны верующему сердцу эти слова, сказанные много лет назад святителем Ермогеном. Четыре столетия отделяют нас от «милости­вого посещения» города Казани Пре­святой Богородицей, когда отроковица Матрона обрела чудотворную икону.

Усердно готовились православные казанцы к 400-летнему юбилею. Праздничное настроение и воодушев­ление свидетельствовали о том, как любит верующий народ этого края Божию Матерь и верит в Ее всеосвящающий покров.

Вечером 19 июля в кафедральном соборе в городе Казани во имя Свя­тителя Николая был совершен парастас. Возглавил Богослужение настоя­тель собора, секретарь Казанского епархиального управления игумен Ана­стасий (Меткин). Поминались настоя­тельницы и сестры Казанского Бого­родичного монастыря, основанного в 1579 году на месте обретения свято­го образа.

Казанский женский монастырь с первых лет своего существования стал, наряду со Свияжским Спасо-Преображенским монастырем, средоточием хри­стианской культуры, образования и просвещения Казанского края. В оби­тель поступали дочери бедняков и осиротевшие дочери лиц духовного звания. Старшие сестры монастыря наставляли младших в вере Христовой и благочестии. В монастыре была цер­ковноприходская школа для девочек всех сословий и школа рукоделия с двумя отделениями — золотошвейным и белошвейным, была также живопис­ная школа с отделением чеканки.

Первыми в обители приняли постриг девица Матрона (в монашестве Мав­ра) и ее мать. Об этом Святейший Патриарх Ермоген писал: «Девицу Матрону постригоша в том же мона­стыри и наречено бысть имя ей Мавра во инокинях. Не по мнозе же времени пострижеся и мати девицы» (Прото­иерей П. Зеленецкий. Казанский Богородичный женский монастырь. Казань, 1910, с. 88). Вероятно, что Мавра была первой настоятельницей. Поминались также следующие на­стоятельницы и сестры обители:

Петронилла (1582—1584), Мария (1588—1593), Феодосия (1631), Анфи­са (Левашёва; 1643—1646), Ольга (1652), Марфа (Киреевская; 1654—1656), Иулия (1680—1681), Марфа (Воронова; 1699—1704), Марфа (Соловцова; 1735—1742), игумения Ев­докия (1764—1778), игумения Алек­сандра (1778—1787), игумения Павла (1788—1795); игумения София (в миру Любовь Борисовна Болховская; 1795—1807) — ее заботами в обители был воздвиг­нут новый каменный собор на месте обретения чудотворной иконы; в том же монастыре подвизались ее родные сестры Вера и Надежда (в иночестве Варвара и Нектария); игумения Назарета (1807—1822) 20 сентября 1822 года была переве­дена по собственному прошению в Московский Алексиевский монастырь; вместе с ней туда отбыли игумения Свияжского монастыря Павла (пре­бывавшая на покое), казначея Клав­дия, ризничая Надежда, монахиня Александра и послушница Мария Студенкина; игумения Евфрасия (Чапли­на; 1822—1826), погребена в Москов­ском Новодевичьем монастыре; после игумении Евфрасии монастырем вре­менно управляла казначея монахиня Аркадия; игумения Евпраксия (1826—1846); во время ее правления был сооружен новый иконостас в Никольском храме обители; первая благочинная обители монахиня Илиодора (в 1835 году при­няла схиму); в 1838 году игумения Ев­праксия ездила на поклонение святым мощам в Москву, Киев и Воронеж, а вместо нее монастырем управляла каз­начея монахиня Елисавета; после ухо­да игумений Евпраксии на покой оби­тель была временно вверена казна­чее монахине Маргарите и благочин­ной монахине Евсевии; игумения Маргарита (1846; +1847), игумения Аркадия (Макарова; 1847— 1849; +1860), игумения Досифея (Веревкина; 1849—1865), игумения Каллиста (1865—1867); во время ее бо­лезни монастырем управляла казна­чея монахиня Анфия со старшими сестрами обители монахинями Иларией и Сергией; игумения Анфия (Тюлькина; 1868— 1880); в ее правление проходили тор­жества в связи с 300-летием обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери; игумення Дорофея (1881—1889); во время ее правления был сооружен храм в честь Воздвижения Животво­рящего Креста Господня, иконы для первого яруса иконостаса были напи­саны на Афоне в одном из русских монастырей;

игумения Серафима (в миру Анна Петровна Воскресенская; 1890—1903); она много заботилась о благоустрой­стве новооткрытого Казанского Феодоровского монастыря;

игумения Маргарита (в миру Ма­рия Михайловна Максорова; 1904—1910), в 1908 году она открыла в мо­настыре швейную мастерскую; игуме­ния Варвара (в миру Елисавета Пав­ловна Клесова; 1910); ближайшей ее помощницей по управлению обителью была благочинная монахиня Людми­ла (в миру Вера Никандровна Хвастунова); игумения Рахиль (до 1926 го­да).

Юбилейные торжества в Казани на­чались 20 июля в 15 часов в кладби­щенском храме во имя святых благо­верных князей Феодора, Давида и Кон­стантина Муромских, где почивают мощи первого Казанского архипасты­ря святителя Гурия (1555—1563).

Перед Казанской иконой Пресвя­той Богородицы епископ Казанский и Марийский Пантелеимон в сослужении клира города Казани совершил благодарственный молебен.

После молебна Преосвященный Пан­телеимон огласил поздравительное Послание Святейшего Патриарха Пи­мена (см. «ЖМП», 1979, № 9, с. 4). В тот же день в кафедральном со­боре епископ Пантелеимон в сослужении местного причта и клириков-гостей совершил Всенощное бдение. Два храма (кафедральный Николь­ский и Покровский разделены стеной) не могли вместить всех пришедших почтить чудотворный образ.

Пел хор под управлением регента Василия Федоровича Морозова. Песно­пения, прославляющие «Заступницу Усердную», написанные 400 лет на­зад на этой земле святителем Ермогеном, глубоко трогали душу. «Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы... источает бо неоскудныя милос­ти Пречистая Богородица...». На полиелее верующие казанцы по­ют особое величание перед чудотвор­ным образом: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему».

Божественную литургию в день праздника совершил епископ Пан­телеимон в сослужении множества священников. После чтения Евангелия архипас­тырь обратился к молящимся с при­ветствием: «Сегодняшняя радость и торжество подобны пасхальным. Праздничная радость усугубляется еще и тем, что Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Пимен прислал нам свое отеческое Послание». Затем Владыка Пантелеимон прочитал По­слание и огла­сил также текст поздравительной те­леграммы от митрополита Таллинско­го и Эстонского Алексия, управляю­щего делами Московской Патриар­хии.

«Дорогие отцы, братия и сестры,— продолжил свое слово епископ Панте­леимон, — Святая Русская Православ­ная Церковь чтит множество святых и чудотворных икон, через которые Матерь Божия явила и являет нам Свою благодать и милость. Одной из самых почитаемых явля­ется Казанская икона Божией Мате­ри, обретенная жителями города Ка­зани 8 июля 1579 года, то есть ровно 400 лет тому назад. Повествование о явлении этой иконы и первых чуде­сах, совершенных через нее Божией Матерью, было составлено через 15 лет после ее явления — в 1594 году митрополитом Казанским Ермогеном, впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси» (опублико­вано в «ЖМП», 1979, № 7, с. 69—71).

Владыка Пантелеимон рассказал о явлении Казанской иконы и затем про­должал: «В день явления иконы Матерь Бо­жия совершила через Свой образ ис­целение двух слепцов — Иосифа и Ни­киты. Огромное воодушевление охва­тило всех православных Казани. В чу­десном явлении иконы Богородицы они увидели новое знамение Ее Небесного предстательства за род христианский. С тех пор «от образа Пречистой Бого­матери множество исцелений подается приходящим с верою». Значение Казанской иконы Божией Матери в духовной жизни русского на­рода огромно. Она сделалась всена­родной святыней и знамением Небес­ного покрова над Русской Церковью и нашим Отечеством.

Дорогие отцы, братия и сестры! Ми­нуло четыре века со дня чудесного обретения иконы Божией Матери в Казани. Много событий произошло с тех пор в истории нашего народа, но и ныне, как и в первый день преславного явления Казанского образа Пре­святой Богородицы, православные лю­ди с верой и любовью притекают в молитвах «к тихому и доброму при­станищу, готовому и теплому покрову Девы». И доныне Матерь Божия исто­чает неоскудные милости всем прихо­дящим с верою к Ее святому и чудо­творному образу. Аминь».

После праздничного молебна епис­коп Пантелеимон крестообразно, на четыре стороны, осенил молящихся Казанской иконой Пресвятой Богоро­дицы.

Торжества продолжались и в следу­ющие дни. Всенощное бдение 21 ию­ля Преосвященный Пантелеимон со­вершил в кафедральном соборе, а Бо­жественную литургию в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, 22 июля, — в хра­ме в честь Казанской иконы Пресвя­той Богородицы в предместье города Казани.

Вечером в воскресенье в кафедраль­ном соборе была совершена малая ве­черня и читался акафист Казанской иконе Божией Матери. Служба малой вечерни издревле со­вершалась в Казанском женском мо­настыре. Текст ее впервые был напе­чатан в Казани в 1906 году, в отдель­но изданной «Службе явлению чудо­творной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы», а затем в 1910 году по­мещен протоиереем П. Зеленецким в книге «Казанский Богородичный жен­ский монастырь» (Казань, 1910, с. 71— 72).

Служба Пресвятой Богородице ра­ди Ее Казанской иконы составлена святителем Ермогеном вскоре после обретения святого образа. Впоследст­вии в эту службу был включен канон на утрени из службы в честь Смолен­ской иконы Божией Матери, в силу общности идеи служб этим иконам. Помимо того, Смоленский и Казанский образы Божией Матери восходят к одному иконографическому типу — «Одигитрии». С нынешнего, юбилей­ного года малая вечерня будет со­вершаться вечером по воскресным дням в кафедральном соборе перед чтением акафиста.

«С преславными чинми Ангельски­ми днесь, вернии, духовне веселимся, светло празднующе пресветлое торже­ство Богоматере. Пречистый Ея образ, яко источник приснотекущий, явися, исцелений независтныя дары присно мирови источающ» (стихира 3-я на малой вечерне, на «Господи, воззвах»). Невольно думалось, что тысячи и ты­сячи казанцев на протяжении 400 лет молились здесь перед святой иконой. Сколько вздохов слышала Пречистая Богородица! Сколько пролито перед Ней слез в тяжком горе, печалях, в бедах и напастях! И как много уте­шения и радости духовной уносили от­сюда все, кто с крепкой верой и не­сомненной надеждой притекали к пок­рову Приснодевы.

Через чудотворную Казанскую ико­ну Пресвятая Богородица явила Свое покровительство не только над Ка­занью, но и над всей нашей великой страной от востока до запада, от се­вера до юга. Мы верим, что наша Пре­чистая Матерь не оставит Своей ми­лостью это святое место, с которого Она благоволила осенить нашу страну честным Своим покровом. Архиепископ Херсонский Иннокен­тий (Борисов; +26 мая 1857) в сло­ве на 22 октября назвал Казанскую икону «Русским Покровом» — Покро­вом Пресвятой Богородицы над Рос­сией. Об этом особом покровительстве Божией Матери свидетельствует ис­тория нашей страны.

С конца XVI века русские миссио­неры успешно несли христианское просвещение в восточные районы на­шей страны и за ее пределы. В Смутное время, в 1612 году, под покровом Заступницы Усердной дру­жина Димитрия Пожарского изгнала из Москвы польских интервентов. В своих рядах русские воины несли список чудотворной Казанской иконы, принесенный казанским ополчением (ныне святой образ находится в Бо­гоявленском  патриаршем соборе). В память об этом событии в 1649 го­ду 22 октября было установлено все­российское празднование Казанской иконе Божией Матери.

В 1709 году перед Полтавской бит­вой Петр I молился со своим воинст­вом пред Казанской иконой Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божи­ей Матери осенял русских воинов, от­ражавших французское нашествие. 22 октября 1812 года русские войска нанесли французам первое крупное поражение после их ухода из Москвы.

Верующий народ Русской Право­славной Церкви твердо верит и с бла­гоговейным усердием молится перед Казанской иконой, благодатные спис­ки которой находятся во всех городах Отечества, в честь ее созданы многие храмы и святые престолы.

Верим, и ныне молитва будет услы­шана Пречистой, всякая скорбь уто­лится, надежда исполнит душу миром и неизреченной радостью.

«...Всем полезная даруй и вся спа­си, Богородице Дево, Ты бо еси Бо­жественный Покров рабом Твоим».

Игумен АНАСТАСИЙ (Меткин),

диакон Леонид ЕМЕЛЬЯНОВ, студент МДА

Журнал Московской Патриархии, №10, 1979 год

Теги: Казанская икона Божией МатериКазанская иконамитрополит Анастасий

Все новости раздела