Публикации

Фильм «Исход» — блокбастер или же нечто большее?

Фильм «Исход» — блокбастер или же нечто большее?
Дата:
03.02.2015

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Я шёл на фильм «Исход» режиссёра Ридли Скотта с опаской, вспоминая, как не так давно с чувством бесконечной жалости о потраченных деньгах и времени покинул кинозал, недосмотрев фильм под названием «Ной», созданный также по мотивам библейской истории. Однако, «Исход» я досмотрел до конца.

Один священник как-то сказал мне, что каждая прочитанная книга должна духовно обогащать христианина. Каждая книга должна быть своего рода христианским учебником. А если этого не происходит, то, значит, чтение не имело смысла, принесло одно лишь развлечение, и, таким образом — вред. Думаю, что справедливо так говорить и о фильмах. Что полезного можно почерпнуть из фильма «Исход»? Что в этой картине спорно и, даже является вредным? Взглянем на фильм с точки зрения православной педагогики.

Еврейский народ в рабстве у египтян

Безусловным плюсом этого фильма можно считать практически полное отсутствие крови во время многочисленных сражений и убийств, которые в «Исходе» показаны. Крови нет почти нигде, и вдруг весь Нил покрывается кровью во время одной из казней Египетских — это очень впечатляет. Вообще казни (наказания, посланные Богом на египтян за их нежелание освободить евреев) показаны, не как что-то сверхъестественное, а в виде вполне понятных экологических катастроф, которые по воле Божией постигают людей — природа полностью подчинена Богу, и это по-хорошему пугает и отрезвляет. Всё объяснимо. Но вот умирают младенцы — все первенцы, рождённые во всех египетских семьях. Такое ничем невозможно объяснить, и это уже заставляет подумать о Боге и о Его власти над людьми.

Не могу сказать, что весь сеанс меня ни разу не посетила мысль типа: «Ну, это уж совсем глупость!» В фильме много странностей, которые, особенно для не христианина, на мой взгляд, не полезны. Например, Бог в фильме показан в виде мальчика. Это с одной стороны отсылает меня к образу Иисуса Христа, что прекрасно. Но в то же время странно и не понятно, как Бог в одном из эпизодов может почти в истерике кричать о том, что Он хочет, чтобы египтяне просили пощады (получилось как-то не по-библейски, а «по-древнегречески» — Богу стала присуща низкая человеческая страстность).

Опытный воин Моисей учит евреев сражаться

Моисей у Ридли Скотта показан весьма искусным военачальником, который всё «сам умеет». В то время, как в Библии ясно написано, что пророк Моисей был косноязычен, и всё, что он хотел сказать, говорил за него его брат Аарон. Моисей по Библии был не воином, а именно пророком, и его делом было — следование за волей Божией, донесение этой воли до народа. Именно подчинение этой воле давало ему силу. В Библии за всю свою жизнь в Египте Моисей убил одного человека, и, испугавшись мести фараона, бежал из страны. В фильме же всё совсем иначе… Впрочем, библейский Моисей не смог бы стать героем популярного фильма, поэтому Ридли Скотт, наверное, и делает его могучим и искусным воином. Хотя явная безуспешность всех попыток Скоттовского Моисея победить египтян своими силами всё-таки приводит к мысли, что без Бога этот «супергерой» не справится. Но, это, в общем-то, в кинофильме не подчёркнуто. Да, и жаль, что настоящего библейского персонажа в популярных фильмах мы, похоже, не увидим — не выгодно это, рискованно и (как думают, видимо, продюсеры) никому не нужно.

Фараон Рамзес с женой и ребёнком

Самой же главной проблемой фильма с христианской точки зрения является, на мой взгляд, то, что в «Исходе» не совсем понятно: за что же Бог так жестоко наказывает египтян. В Библии ясно написано: за жестокость, обман и упрямство. По Писанию фараон после каждой казни призывает к себе Моисея и, обещая отпустить еврейский народ, просит пророка избавить страну от бедствия. Моисей молится, беда отступает. Но фараон не сдерживает слова. Так продолжается до самой последней казни. В фильме же нет ни одного ясного разговора на эту тему — здесь как-то всё туманно подразумевается… Египтян и самого фараона из-за этой недосказанности становится даже жалко, и Бог представляется излишне жестоким.

Переход евреев через море

Много недочетов в этой кинокартине, много недосказанности (словно бы режиссёр опасается ясности), но есть и плюсы. Как хорошо, к примеру, что последней битвы между египтянами и евреями так и не произошло (как это можно было бы ожидать от популярного фильма) — войска фараона, как и в Библии, поглотила вода, иллюстрируя тем самым слова Писания «Мне отмщение и Аз воздам» (в смысле: отмщение не для человеческого суда). Да и с главным героем явно происходит перемена — он постепенно перестаёт верить в собственные силы и всё больше уповает на Господа. Но особенно приятно было услышать, как перед вступлением в Красное море пророк Моисей говорит евреям: «С нами Бог». Хорошо, что эти слова в фильме есть, хорошо, что они произнесены вслух и недвусмысленно — этого так не хватает современному искусству.

Дмитрий РУСИН

Теги: Кинофильмрецензия

Все новости раздела