Публикации

Весёлый пусть утешит унывающего

Весёлый  пусть утешит унывающего
Дата:
01.10.2017
Все публикации автора
Автор:
Газета «Пеликан»

Версия для печати

Добавить на Яндекс

«Милость, или милосердие, — это, прежде всего, способность по-настоящему откликаться на чужие беды. Можно помочь добрым словом, протянуть человеку свою руку, поддержать его в горе. Можно сделать больше: прийти к нуждающемуся, помочь ему, отдав свое время и силы. Можно также разделить с несчастным то, чем мы сами владеем» — объясняет Патриарх Кирилл в одной из проповедей.

«Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал — упавшего; веселый — унывающего; наслаждающийся счастьем — утомленного несчастьями», — так учил святитель Григорий Богослов.

Иоанн Златоуст говорит, что есть много видов милосердия, и эта заповедь обширна.

Награда для тех, кто будет милосерден, одна — «помилованы будут». То есть люди, которые были милосердны к другим, получат такое же милосердие от Бога. Но на самом деле это не совсем так. Милосердные получат намного больше, потому что степень доброты человека и Бога отличаются. «Милосердие же человеческое и Божие не равны между собою, а отличаются одно от другого так же, как зло — от добра» — объясняет Иоанн Златоуст.

Патриарх Кирилл говорит, что каждый человек еще в земной жизни способен предчувствовать, какой суд уготован ему на небесах. «Вспомним же, многих ли мы накормили и напоили, многих ли пригласили под свой кров, многих ли навестили и дружески поддержали. Каждый из нас может и должен, рассмотрев свои дела при свете совести, высказать о себе суждение, предваряющее Суд Божий. Ибо сами мы лучше других знаем себя и свою жизнь» — говорит Патриарх.

Награду за милосердие можно получить ещё при жизни. Совершая добрые дела и помогая ближнему, мы обнаруживаем, что этот человек перестает быть для нас чужим, что он входит в нашу жизнь. Люди так устроены: они любят того, кому сделали добро, и ненавидят того, кому причинили зло. Наш ближний тот, кому мы делаем добро.

Но если мы в семье не помогаем друг другу — значит, наши родные люди перестают быть нашими ближними. Когда муж не поддерживает жену, а жена — мужа, когда дети не становятся опорой престарелым родителям, то наши близкие, в нарушение Божиих заповедей, становятся нам дальше, чем дальние. И, наоборот, милосердие похоже на ткань, в которой накрепко переплетаются нити различных человеческих судеб.

Иоанн Крестьянкин учил готовиться к исповеди, анализируя свою жизнь согласно Заповедям Блаженства. Так он советовал «проверить» своё милосердие. У каждого из нас есть больной или нуждающийся родственник или знакомый: помогаем ли мы ему? Легко ли мы расстаёмся со своими деньгами, чтобы помочь другим? Когда мы воодушевлены, мы готовы помочь, а быть милосердными и помогать каждый день мы можем? Если мы честно ответим на эти и множество других вопросов, то станет ясно: как далеки мы от этой заповеди Божией и как к ней приблизиться.

(Р)

Группа Орловского храма ВКонтакте

Теги: Заповеди блаженствазаповедимилосердие

Все новости раздела