Публикации

Православная духовность. Часть 2

Православная духовность. Часть 2
Дата:
09.12.2016
Все публикации автора
Автор:
подготовил иерей Георгий Опарин

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Продолжение, начало здесь

Знание духовных законов оказывает самое положительное воздействие на психологическое состояние верующего человека. Оно даёт ему силы переносить всё с мужеством и терпением, даже с благодарностью Богу. Это умиротворяет его, помогает ему посмотреть на свою жизнь иными глазами, раскаяться в совершённых неправедных поступках, измениться в отношении к окружающим. Всё это чрезвычайно облегчает внутреннее состояние человека, его семейную жизнь, общественную деятельность.

Счастье и душевное благополучие человека прямо зависят от того, в какой степени он следует голосу совести, справедливости, сочувствия, сострадания. Жестокость, безнравственность уничтожают в человеке самое ценное качество его природы — любовь, и он остаётся пустым. Это, в свою очередь, грозит ему возникновением в душе чувства бессмысленности жизни, уныния, тоски, нередко приводит к самоубийству.

Современная статистика недвусмысленно говорит о нарастании суицида, прежде всего в европейских странах, материально не бедствующих, но нравственно явно деградирующих. Вот как, например, охарактеризовал психологическую ситуацию на богатом Западе финский лютеранский епископ К. Тойвиайнен в одном из диалогов с делегацией Русской Православной Церкви: «Согласно некоторым исследованиям, более половины населения на Западе потеряло цель жизни. Мы уже убедились в том, что предметом работы психиатров будет являться чувство уныния, тоски в гораздо большей степени, чем само страдание. Поводом к самоубийству часто бывает экзистенциальная опустошённость человека».

Развращённость целых народов привела многие древние цивилизации, гордившиеся своим могуществом и богатством, к разрушению и исчезновению с лица земли. Сейчас есть много оснований полагать, что такая же участь грозит и современной американизированной культуре, упорно изгоняющей из своей среды саму идею жертвенной любви.

Проблема смысла жизни воспринимается по-разному для человека духовного и душевного. Церковь предупреждает, что когда душа входит в мир вечности, то там обнажаются не только все её мысли, намерения, чувства, желания, но и все скрытные постыдные дела. И это произойдёт не в каком-то тёмном уголке Вселенной, но при полном свете, перед своей совестью и Богом, перед лицом ангелов и святых, близких и родных людей. Понятно, какой стыд и позор придётся тогда перенести нашему «я»! И от этой пытки никто и никуда скрыться уже не сможет.

Игумен Никон (Воробьёв) однажды в своей проповеди привёл такой пример. Представьте себе площадь, наполненную вашими родными, членами вашей семьи, друзьями, знакомыми и коллегами, а вы стоите перед ними на высоком помосте, рядом с которым находится грязная, отвратительная яма. И вот вдруг с вашей души сдёргивается завеса непроницаемости и перед всеми открываются все её тайники: лицемерие, ложь, обман, зависть, похоть, неверность и прочее. Не броситесь ли вы тогда в эту зловонную яму, лишь бы скрыться от позора?..

Говоря о Православии, о его роли в жизни общественной следует отметить, дух Православия всегда определял и ныне определяет столь многое и глубокое в строении российского самосознания. Роль Православия в истории и культуре России очень значительна. Православие положило в основу человеческого существа жизнь сердца, чувства любви. В нравственной области Православие дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, верное осязание греха, острое чувство правды, добра и зла.

Отсюда же столь характерный для русского народа дух милосердия и всенародного, бессословного и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не защитилась бы от всех своих врагов.

С конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.

Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения, несет мир и утешение. У любого народа идеи государственного устроения и общественные, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.

В настоящее время традиции православной религии сохранились в России и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.

В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно в современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

Православная Церковь, реагируя на все вызовы современности: войны, терроризм, преступность, насилие, призывает к решению всех конфликтов мирным путем, справедливо и с любовью к человеку. Церковь откликается на проявления насилия в мире молитвою, крестными ходами, как, например, на Украине, делами милосердия и сострадания, оказанием гуманитарной помощи. Церковь никогда не была в стороне от жизни людей. В трудные для страны времена, Церковь благословляла людей дать отпор врагу, встать на защиту Отечества.

Россия сильна единством наших людей, мы — страна братских народов. Так воспитаны духовно наши люди. В нашей стране рядом церковь и мечеть, и это символично. Мы давно живем по законам братства, высокой идейности, духовной близости, человечности и патриотизма.

В настоящее время так получилось в жизни нашей страны, что мы оказались в идеологическом вакууме. Нет государственной идеологии, которая была бы направлена на сплочение и укрепление нации и государственности. Средства массовой информации действуют разрушающе и развращающе на нравственность народа.

В этих условиях Православная Церковь явилась сдерживающим и стабилизирующим началом. Церковь призывает к миру, добру, милосердию, патриотизму. Это вызывает озлобление и нападки на Церковь как снаружи, так и внутри страны. Еще в начале 1990-х годов Збигнев Бжезинский провозглашал: «После крушения коммунизма наш самый главный враг — русское православие». Бывший премьер Швеции Карл Бильдт заявил: «Православие — главная угроза для западной цивилизации…»

И вот на православие предпринимается информационная атака. Информационно-психологическая война, согласно с теорией войн нового типа, ведется на нескольких уровнях — информационном, концептуальном и парадигмальном.

Анализируя ситуацию в мире, Васильева О.Ю., доктор исторических наук, зав. кафедрой государственно-конфессиональных отношений и религиоведения РАГС, заявила, что «на пути политики США, направленной на абсолютную гегемонию в мире, стоит Россия и Русская Православная Церковь». Для достижения поставленной цели США стремятся навязать свою систему ценностей всему остальному миру. Национальные культура, религия и власть — главные препятствия к насильственному объединению мира. Концепция прав человека, являющаяся произведением западной цивилизации, не имеет ничего общего с традиционной русской культурой.

Тему отношения западного общества к религии раскрыл протоиерей Стефан Хэдли из Корсунской епархии (Франция) в своем докладе «Религиозное образование в европейских государственных школах». Он рассказал о негативном влиянии, которое несет западная культура: «Секуляризация в Европе почти завершена. К этому же стремятся некоторые в России, но представляют ли они, к чему может привести безразличие ценностей, как оно отразится на умах и сердцах молодежи? Результатом будет отчуждение, инфантилизм, высокое число абортов и разводов».

Чем грозит нам бездуховность? В плане существования человека, кроме того, что уже было сказано, это, прежде всего беззащитность человека. Молитва помогает защититься от многих бед, неприятностей и болезней, укрепляет душевные силы человека, заряжает энергией, снимает усталость, дает бодрость, радость и оптимизм, возможность помочь своим родным и близким. В семейной жизни молитва укрепляет семью, приносит любовь, доброжелательность, душевную теплоту.

Есть разный взгляд на семейную жизнь — душевный и духовный. Человек душевный представляет себе семейную жизнь, как источник радости и наслаждения с потребительским подходом. Но его радость быстро улетучивается, когда пред ним возникают трудности и тяготы, заботы и ответственность. У него рождается вывод: неправильно выбрал себе спутника жизни, надо искать другого. И так он может всю жизнь искать, так и не находя искомого счастья.

Христианин знает, что семейная жизнь дается для совершенствования, восхождения к Богу. Мы не совершенны, у нас много грехов. Избавляясь от них, отношения в семье становятся все более теплыми, радостными, возрастает любовь до такой степени, что двое становятся единым существом и душевно и духовно. В такой семье нет разногласий, наступает полная гармония.

Чем нам грозит духовное невежество? Мы постоянно нарушаем правила духовной безопасности.

Смертельно опасно: заниматься магией, колдовством, гаданием, посещать колдунов, гадалок и целителей. Этим мы добровольно отдаем душу дьяволу. Помочь людям, которые это совершают, очень трудно, а иногда невозможно. В них вселяется дьявол, мучения их невозможно описать.

Страшно опасно: хранить у себя обереги, читать гороскопы, читать восточные учения.

Разрушительно опасно: аборты, половые связи вне супружеских отношений, так называемые гражданские браки. Это приводит к несчастью в семейной жизни, разрушению человека как личности.

Очень опасно: проклинать кого либо, осуждать, злословить, выражать недовольство. Это привлекает к себе беды, несчастья, болезни и даже смерть.

Подводя итог, можно сказать, что духовность в понимании православном означает не абстрактность, а живая жизнь с Богом, направленная на неуклонное восхождение к Богу, совершенствование и это дает богатые плоды любви, радости и счастья, как в жизни земной, так и в жизни вечной. 

(Р)

Теги: Православиеверамолитвааскетика

Все новости раздела