Публикации

История Валдайского Иверского монастыря

История Валдайского Иверского монастыря
Дата:
25.02.2017
Все публикации автора
Автор:
Екатерина Русина

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Ко дню памяти иконы Божией Матери «Иверская»

История этого монастыря начинается в 1652 году. Тогда состоялось перенесение мощей святителя митрополита Московского Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. В шествии принимал участие митрополит Новгородский Никон, по пути ему было видение — святитель Филипп велел ему основать на Валдае святую обитель.

Летом того же года состоялось постановление митрополита Никона на патриарший престол. Вступив на престол, Патриарх обратился к царю с намерением основать на Валдае монастырь. Государь согласился с его просьбой и направил колоссальные средства на скорейшее строительство.

В следующем году летом на Валдай были отправлены самые искусные зодчие, множество материалов для строительства, и уже к осени были выстроены две деревянные церкви — соборный храм в честь чудотворной иконы Богородицы Иверская и теплый храм в честь митрополита Московского святителя Филиппа. Первым настоятелем стал архимандрит Дионисий.

Когда Патриарх Никон впервые посетил строящуюся обитель, он дал новое название посаду Валдайскому — село Богородицкое. Валдайское озеро он назвал Святым, освятив его крестом и положив на дно Евангелие. Сам же монастырь он именовал Святоозерским. В обитель были перенесены святые мощи Иакова Боровичского, от которых уже тогда числилось двенадцать чудесных исцелений. За обителью были закреплены многочисленные земли и угодья.

В 1655 году в обители поселились 70 человек братии, наместником из прибывших был выбран Дионисий II. Вскоре была организована монастырская типография, тогда это была первая в Российской империи провинциальная типография.

С разрастанием и заселением обители в ней появились мастера различных направлений, от иконописцев до переводчиков.

В 1656 году было завершено строительство монастырского Успенского собора, ограды из дерева и ворот. К освящению храма по указанию и на средства Патриарха был отлит огромный колокол в 1000 пудов. Сюда же была привезена из Москвы великолепная копия Иверской иконы Богородицы. Икона была изобильно украшена и вызывала изумление даже у искушенных знатоков. Она была настолько уникальна, что Патриарх наложил запрет на изготовление ее копий и списков.

Патриарх Никон

История самой иконы также удивительна. Патриарх Никон, узнав о множестве чудес, источаемых от Иверской иконы на Афоне, обратился к Афонскому архимандриту, дабы сделать с нее список. К его просьбе отнеслись настолько серьезно, что после длительных молитв всей братии, освящения воды и красок, искусным иконописцем была написана точная копия Иверской иконы, и доставлена в Москву. Уже на пути в столицу икона прославилась чудесами — у иноков, сопровождавших икону, потребовали немыслимую пошлину при переправе через Дунай. Они в отчаянии хотели вернуться на Афон, но им явилась Пресвятая Богородица, обещая помощь. Явилась Она и купцу Мануилу, направив его на помощь инокам. Так икона продолжила свой путь. Иверскую икону встречала буквально вся столица во главе с царем и духовенством.

После смерти архимандрита Дионисия II наместником монастыря стал архимандрит Филофей. Число братии достигло тогда уже 200 человек, обитель была богата и прекрасна. Особое ее положение также отмечалось высоким саном наместника, его правом носить митру во время Богослужения, а затем еще мантию и архиерейский посох, что в те времена было большой редкостью.

Однако совсем недолго благоденствовала обитель. В 1666 году Патриарх Никон был осужден и лишен патриаршего престола. Все монастыри, основанные им, были закрыты, признанные созданными якобы «не по уставу». Земли и имущества Иверского монастыря были изъяты, братия расселена по другим обителям.

В 1668 году этот жестокий приговор был отменен, братия вернулась в родную обитель, которой возвратили всё, что было изъято. Но уже в начале XVIII века монастырь пришел в страшный упадок. До 1730 года обитель со всеми ее владениями была приписана Александро-Невской Лавре, к которой перешло множество драгоценного имущества, включая два больших колокола.

Впрочем, хоть монастырь и пребывал в бедности, братия вела строгую, благочестивую духовную жизнь, не оставляла усердной молитвы. Устав обители был весьма суровым. Многие даже не могли пройти отбор, так как не все выдерживали тяжелые послушания.

На возрождение монастыря много усилий положил новый наместник обители, архимандрит Лаврентий. В 1858 году была изготовлена новая рака для мощей святого Иакова Боровичского, а для Иверской иконы — новая роскошная золотая риза с драгоценными камнями. Были отремонтированы все монастырские церкви и строения, куплено множество утвари. Архимандрит также организовал странноприимный дом для путешественников и паломников. Никому там не было отказа в приюте и пропитании. Обитель кормила людей тысячами, но ее запасы не истощались.

В 1848 году в России свирепствовала холера. Жители Валдая обратились за помощью к Пресвятой Богородице, пройдя с Иверской иконой крестным ходом вокруг всего города. После этого болезнь стала спадать, и вскоре вовсе прекратилась. Со следующего года Святейший Синод установил ежегодно проходить этот крестный ход в память об избавлении Валдая от холеры. Также крестные ходы совершались по большим и престольным праздникам, и иногда одновременно шествовало до 15 тысяч человек.

До революции монастырь сменил еще одного наместника, им был архимандрит Иосиф, который в 1920 году стал епископом Валдая.

После 1917 года положение обители вновь пошатнулось. Власти постоянно забирали у обители продовольствие и скот. В июне 1918 года спецотряд прибыл на лодках в монастырь, чтобы изъять «излишки хлеба». Братия от безысходности ударила в набат. Тогда сбежались все жители города, захватили оружейный склад и обстреляли приближающиеся лодки. Случайной пулей был ранен настоятель отец Иосиф, который отправился по приказу властей успокоить народ. Ему была оказана помощь, а визит спецотряда срочно отменен. Даже на следующий день на Валдае сохранялось военное положение, а власти направили вооруженные силы для установления порядка.

В 1918 году большевиками была предпринята еще одна попытка штурма обители, и в этот раз была изъята золотая риза с Иверской иконы. Ризу скоро вернули, но в 1919 году монастырь ждало новое испытание. Его преобразовали в Иверскую трудовую артель, которая имела свой устав, выпущенный Советской властью. В 1927 году после обследования Наркомземом обитель была закрыта, так как в отчете было указано, что трудовая община чересчур тесно привязана к чудотворной иконе. Сама же икона была вывезена из монастыря неизвестно куда.

За времена Советской власти обитель успела побывать музеем, мастерской, домом инвалидов и участников ВОВ, школой для детей больных туберкулезом. В 1970-х годах территория монастыря стала базой отдыха.

В 1991 году монастырь был возвращен верующим и приписан к Новгородской епархии. Это произошло очень вовремя, так как территорию обители собирались отдать под строительство масштабного туристического комплекса, а в одной из церквей даже собирались открыть ресторан.

Русская Православная Церковь получила назад свой некогда прекрасный монастырь в плачевном состоянии, здания были разрушены, требовалась замена кровли. Несмотря на это, в монастырь была возвращена святыня — чудотворная икона Иверской Божией Матери, которая находилась в соборе Петра и Павла города Валдай. Святыня вскоре явила и первое чудо, оставшись невредимой в пожаре.

В том же году обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, это было великим праздником! Он отслужил молебен перед чудотворной иконой и дал благословение на начало восстановления монастыря. Бесчисленные работы по возрождению обители легли на плечи игумена Стефана, который длительное время нес послушание в Псково-Печерском монастыре и хорошо знал внутреннее устроение монастыря. Степень повреждения зданий была так высока, что даже многие православные люди не верили в возможность восстановления.

Также большим вопросом было духовное возрождение святой обители, ведь на тот момент вся братия составляла всего шесть насельников. И всё-таки постепенно стали прибывать новые люди, возобновились ежедневные богослужения, организовался хор из братии и мирян.

Предприятия Валдая материально помогали восстановлению монастыря, жители города помогали разбирать завалы от разрушенных зданий, несли продовольствие, помогали готовить дрова, работали на огородах. Важным шагом было также открытие трапезной. Вскоре потянулись и паломники, узнавшие о возобновлении служб в обители.

В 1994 году на территории монастыря прошел Всероссийский фестиваль звонарей, для чего администрация города даже закупила для монастыря комплект колоколов. Несколько дней над Валдаем радостно звучал забытый звон колоколов.

В том же году обитель пережила и потери — сгорел скотный двор. На его восстановление опять же были потрачены большие средства, зато обитель вновь начала снабжаться собственным продовольствием.

В 1995 году случилось крайне показательное событие, указывающее на духовное становление монастыря — первые постриги. Их приняли иеромонах Борис и иеродиакон Глеб.

Постепенно обитель оживала, в 1996 году работы перешли даже ко внутреннему устройству храмов, в одном из них был установлен иконостас.

В мае 1997 года наместником обители стал архимандрит Ефрем. Под его управлением монастырь стал быстро восстанавливаться, работы велись круглогодично. В следующем году был освящен престол в Богоявленской церкви. Огромных трудов стоило провести центральное отопление в Успенском соборе, чтобы богослужения могли проходить в любое время года. Была построена колокольня. Весьма расширился скотный двор, обеспечивая обитель питанием.

Совершены еще пять постригов, а также четыре хиротонии. В монастырь доставлены частицы мощей Новгородских святых. В обители стала читаться неусыпаемая псалтирь.

В 2001 году президентом России монастырю был лично передан новый список иконы Иверской Божией Матери. В том же году были выделены средства на ремонт настоятельского корпуса.

А через год впервые после возрождения обители ее наместником стал иеромонах из числа вновь пришедшей братии Нил (Михайлов), он продолжил работы по восстановлению монастыря. Но в том же году он вместе с двумя другими насельниками обители погиб в автомобильной аварии. Наместником был избран иеромонах Никандр. Ему предстояла грандиозная работа по реконструкции всего монастыря в целом.

Был разработан невероятно сложный план по реставрации и назначению всех корпусов. Начались работы со строительства капитальной дороги к монастырю, был построен новый мост и газопровод, проложили новую линию электропередачи, пробурили новую скважину для получения артезианской воды.

В 2005 году случился пожар, который уничтожил три корпуса монастыря. Однако работы продолжались даже с большим усердием.

Белоснежные стены с розовым оттенком узоров вскоре украсили всю композицию монастырских зданий, были разбиты клумбы, цветники, газоны, проложены дорожки. Построен новый скотный двор с пасекой.

Для чудотворной Иверской иконы на средства благотворителей был изготовлен новый великолепный оклад из серебра с узорами из жемчуга, аметистов и других драгоценных камней.

Что примечательно, за все время реставрации монастырь не приостанавливал своей работы.

Сейчас в монастыре всего 23 насельника, из них 11 монахов, остальные — послушники и трудники. В обитель стекаются многочисленные паломники, проводятся экскурсии с подробным рассказами об истории обители, прошедшей через такие тяжелые испытания.

(Р)

Теги: Иверская икона Божией МатериБогородицаиконы Божией Материмонастырь

Все новости раздела