Публикации

Время и Вечность

Время и Вечность
Дата:
06.03.2017
Все публикации автора
Автор:
Дмитрий Русин

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Вот и прошла первая неделя Великого поста 2017 года. Это были дни, когда Церковь всеми силами пыталась вырвать нас из нескончаемой мирской суеты, предлагая нам первые долгие великопостные утренние богослужения, трепетную, ни с чем несравнимую молитвенную атмосферу  первых в году Литургий Преждеосвященных Даров, а вечером мы все вместе слушали Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, о благодатной силе воздействия которого на душу и говорит не чего. Душа вроде как потихоньку начала просыпаться, вспоминая о своём бессмертии.

Однако, за воротами храма всё та же суета, и всё так же не хватает времени не то, что на жизнь духовную, но даже и на простую, земную — на то, чтобы нормально поесть времени порой не хватает. Время уходит, и требует следовать за ним — у времени нет вечности, и время в неё не верит, а до нашей вечности ему дела нет.

Однажды, помню, в фильме «Старец Паисиий и я, стоящий вверх ногами» был такой удивительно точный образ передающий весь конфликт христианства и мира: послушник там, когда в отчаянии решает покинуть монастырь, снимает с  левой руки чётки и надевает вместо них часы… Как обыденно, просто и одновременно масштабно происходящее! Вот были у человека чётки, перебирая которые он молился. В руках у него был по сути символ бесконечности, ведь возрастание на пути молитвенного делания бесконечно, как бесконечен круг связанных во единую цепь узелков монашеских чёток, напоминающих кроме того о необходимости молитвы непрерывной, которую советовал обрести апостол Павел каждому христианину и  которая со временем, посредством трудов подвижника может возрасти в живое общение с Богом, с Вечностью. Но молодой послушник снимает с руки этот символ, и заменяет его часами, неумолимые (в противовес Богу, который откликается на молитвы) стрелки которых всегда будут его отныне торопить к смерти и постараются помочь ему позабыть о молитвенной дороге к Вечной жизни. Всё очень просто. И дело не предметах — чётках и часах, — а в выборе существования, выборе мышления и жизненной позиции. Вечность или временность? Выбор, казалось бы прост – конечно, вечность! Но почему-то, подобно тому послушнику из фильма, мы почти всегда выбираем время, которое нас убивает.

Мы выходим из храмов и быстро теряем с трудом собранную за богослужениями благодать, пребывание в храме забывается за многочисленными попечениями и делами, теряет свою живость, становясь одним из воспоминаний дня, а вечером мы не можем остановить блуждающий не весть где ум и сосредоточить его на последней перед сном молитве. Так время отнимет Вечность.

И вот Великим постом Церковь усиленно зовёт людей вспомнить о своём истинном, высоком призвании, которое так отличается о того, что предлагает нам время в конце земного пути.

Долгие великопостные богослужения. Как трудно переключить сознание, привыкшее к мгновенной смене картинок смартфона, на размеренные лад церковной службы! Однако же эти усилия стоят того. Вот за Утреней вспоминают о творении мира, читая книгу Бытия – слушаешь эти слова, и понимаешь, каким великим был первый человек, и как страшен был его выбор в пользу ослушания Бога, который так любил его. Читают псалтирь, читают тропари канона Андрея Критского — много всего читают и поют. И не всегда произносимое понятно, ведь даже язык богослужения вступает в противоречие с тем языком, на котором в обыденной жизни празднословят, ругаются и проклинают друг друга на улице люди…  Но в том то и премудрость православного богослужения, что человеку нужен труд, чтобы понять его, чтобы стать полноценным его участником. Как солдату нужна тренировка, так и воину Христову она непременно нужна, а иначе как скинуть с себя всесильную власть времени и князя мира сего? Впрочем, настолько прекрасна Церковная служба, что часто даже отдельные фразы и слова постепенно разжигают в человеке радость духовной жизни — всё произносимое за службой несёт в себе глубокий смысл, которого лишена зачастую большая часть сказанных в миру наших слов.

Нужно только не спешить, и не поддаваться на уговоры помыслов, вопиющих о том, что мир чуть ли не погибнет, что чуть ли не погибнем и мы сами без нашего участия в его драгоценной круговерти в течении нескольких часов, проведённых нами в храме. В самом деле, Господь всё устроит, ведь посвящая часы наших жизней Ему, мы делаем, то, к чему призваны Им, и значит всё правильно — мы постимся от суеты постом спасительным и угодным Богу.

(Р)

Теги: Великий постмолитвабогослужение

Все новости раздела