Публикации

Прошлое в настоящем

Прошлое в настоящем
Дата:
02.03.2013

Версия для печати

Добавить на Яндекс

«Театр, даже в настоящем его виде, выше аудиторий, выше книг, выше всего на свете. Театр это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры миссионеры. Никакое искусство и никакая наука в отдельности не в состоянии действовать так сильно и так верно на человеческую душу, как сцена», – писал Антон Павлович Чехов в повести «Скучная история». За сто лет ничего не изменилось, и театр до сих пор заставляет множество людей смеяться и плакать, грустить и переживать вместе с героями спектаклей, а тысячи сердец бешеным темпом отзываться на разворачивающиеся события на сцене. Театр – это великая творческая сила, дающаяся Господом лишь немногим людям, чтобы они через этот дар говорили и напоминали о Нем. Еще приятнее, когда этим талантом обладают молодые люди, такие, как актеры в набережночелнинском театре-студии «Ключ», что базируется в здании общежития Пединститута.

Немного сомнений, и вот приходит твердое решение – провести праздничный вечер 23 февраля на просмотре спектакля «Ева Кюн» по автобиографическому сюжету Л. А. Будогоской «Повесть о рыжей девочке», поставленном режиссером – лауреатом премии Союза театральных деятелей С.Ю. Федекиной.

При входе в театр в глаза сразу бросается накрытый стол – самовар, вазочка с печеньем и конфетами, кружка чая – такое гостеприимство приятно удивило. Вообще, с первых минут это место привлекает тем, что тут все по-домашнему, просто: кто-то из зрителей медленно потягивает чай, тихо льется беседа, кто-то шутит: «Хорошее представление должно начинаться с опозданием». Однако ровно в назначенное время нас пригласили войти в зрительный зал, где совсем скоро мы погрузимся в атмосферу начала XX века и очутимся в небольшом провинциальном городке.

Выключился свет, зазвучали нежные, знакомые мелодии «Осеннего вальса», и вот на сцену выпорхнули девочки в школьной форме старинного образца, мальчики-гимназисты, офицер и дамы в строгих черных платьях. С первых минут представление приковывает к себе все внимание, хотя, кажется, сюжет прост, но, как известно, все гениальное – просто. В центре внимания несколько эпизодов из жизни тринадцатилетней девочки Евы Кюн – огненно-рыжей гимназистки, дочери жандармского офицера – жесткого, строгого тирана. Его тяжелый характер не выдерживает супруга – мать Евы – и внезапно уезжает, и девочка остается с бабушкой, но вскоре и она покидает этот дом, наполненный лишь ссорами, оскорблениями и криками. «Что это за дом такой, в котором никто не хочет жить?» – в отчаянии вырывается из уст девочки.

Главная проблема, которая поднимается в спектакле, будет актуальна и еще через одно столетие: отцы и дети, разрушенная семья и потерявшийся во взрослых проблемах ребенок, оказавшийся никому не нужным. Рыжая девочка с милыми кудряшками и бледным лицом, несмотря на проблемы в семье, придирки учителей и дразнящих одноклассниц, не падает духом, катается на качелях с подружкой Ниной, влюбляется, гуляет по Пушкинскому саду и кружится в вальсе на выпускном балу. Ева вызывает у зрителя симпатию своей еще детской наивностью, веселым, добрым нравом и примерным послушанием. Когда бабушка предлагает ей уехать с ней в Петербург, девочка спрашивает отца, но в ответ раздается гневный крик: «Ах ты, дрянь! Родного отца готова бросить ради сладких подачек полоумной старухи?!» Но бабушка неумолима: поехали, Ева! Однако девочка, несмотря на тяжелую жизнь с тираном-отцом, не соглашается: «Нет, нельзя! Папа не позволил – нельзя», что говорит о ее непрекословном послушании родительской воле, встречающемся сейчас крайне редко. Спектакль вообще вызывает тихую грусть, потому что того беззаботного времени, наивных переживаний героев, первой, чистой любви и балов у них больше никогда не будет – впереди революция, изменившая не только быт, но и нравственность людей, уничтожившая в корне духовность.

Но пока на сцене продолжается эта провинциальная сказка: приходит первая любовь, первые быстро брошенные взгляды, любовные письма, встречи и томительные ожидания в парке. Закончились экзамены, весна, цветение вокруг, и пары кружатся на выпускном балу. Но жить с отцом становится невыносимо, и Ева решает сбежать к бабушке в Петербург, перед этим прощаясь со своей первой любовью – Колей Горчениновым. Мальчик обещает приехать к ней и поступить в Военно-медицинскую академию, но зритель понимает, что этого не случится, ведь революция уже не за горами, и эти молодые люди, по сути, потерянное поколение…

Спектакль «Ева Кюн» заставляет читателя радоваться и грустить вместе с главной героиней, но, несмотря на серьезную духовную проблематику, оставляет после просмотра легкое, светлое чувство, которое бывает после прочтения детской книжки или разглядывания старой фотографии. Включился свет, но уходить не хотелось. Театр – это живое общение со зрителем, это герои, которые через времена оживают на сцене, поэтому этот вид искусства вечен и никого не оставляет равнодушным, ведь актеры отдают частичку своей души, и зритель это ценит.

Евгения БАЛЬСУНОВА

Фото: Альфия Муллаянова

Теги: ТеатрТеатр КлючЕва Кюнискусствоконцерт

Все новости раздела