Публикации

Чистым сердцем принять весть о Рождестве Господа

Чистым сердцем принять весть о Рождестве Господа
Дата:
23.12.2013

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Проповедь иеромонаха Филарета (Кузьмина), настоятеля архиерейского подворья во имя свщмч. Кирилла Казанского (г. Казань)

Мы с вами продолжаем в меру своих сил двигаться по пути спасительного Рождественского поста. Эта замечательная традиция нашей Церкви — приуготовлять себя к празднованию того или иного досточтимого события. Действительно для того, чтобы понять весь смысл спасительного дела Господа нашего Иисуса Христа, нужно сначала очистить свое разумение, очистить свои чувства, и только тогда мы сможем понять величие Его подвига, понять прочувствовать и исправить свою жизнь в отношении этого величия.

О чем я говорю? Мы очень часто в своей жизни привыкли себя сравнивать с другими людьми, а это очень неправильно. Сейчас время поста. Мы с вами понимаем, что пост не заключается в отказе от какого-либо вида пищи. Это же неправильно. Неужели вы думаете, что Господу важно, какую пищу вы едите на завтрак или ужин? Конечно же, нет. Господу не это нужно. Господу нужно сердце человека. Господь может принять только чистое сердце человека, только чистые помышления, только чистые чувства. А чувства у нас очень часто не бывают чистыми, поэтому Церковь дает нам особое время, помогающее очиститься, — это время поста.

В это время мы должны обращать внимание на свою духовную жизнь, на то, каким образом созидаем мы внутреннего своего человека, что делаем для его становления в Небесном Царстве.

За время поста Церковь призывает нас, как можно чаще приступать к Таинству Святого Причащения, потому что Тело и Кровь Христовы помогают нам оставаться членами Церкви Христовой. В этом и есть наша цель — стать причастниками Божественного естества.

Таинство Святого Причастия связано у нас с Таинством Исповеди, или Покаяния. На самом деле покаяние — это не разовое исповедание грехов. Покаяние — это ум и настроение нашей жизни. Но кто-то говорит: «Мне не в чем раскаяться» — это ослепление человеческое. Покаяние — это дверь к духовной жизни. А основа духовной жизни — это смирение. Смирение, в свою очередь, есть осознание того, что ты хуже других. Смирение — это осознание того, что ты грешный человек.

Очень многие считают, что они не такие грешные, как другие люди, потому что часто соотносят свою жизнь с жизнью других людей, и, видя ошибки братьев и сестер своих, радуются, что они этих ошибок не совершают и считают себя чистыми и без греха. Но нет человека, который был бы жив и оставался без греха. Каждый из нас с вами, к сожалению, согрешает: и священнослужители, и миряне — все мы удобоприклонны ко греху. Нам всегда зло совершить легче, чем добро. К борьбе с грехом и призван каждый из нас.

Покаяние — это есть чувство и желание оставить эту греховную жизнь и устремиться к жизни праведной. Когда это желание возникает у нас, то оно не должно оставаться лишь желанием, оно должно находить выражение в действии, мы должны совершать поступки противоположные нашим греховным устремлениям. Посему, если кто рассеян на молитве, тот должен научиться сосредотачиваться, тот должен больше внимания уделять размышлениям над словами молитвы, тот должен больше внимания уделять чтению Слова Божия. Если кто видит за собой, что он жаден, то тот должен буквально заставлять себя жертвовать какие-то средства для других людей.

В этом и есть наша задача. В этой жизни мы должны исправить свое греховное направление. Это бывает очень сложно, потому что нас окружают люди, и мы очень часто смотрим на них и говорим: «Ну, ведь все так поступают, и я так буду делать. Все нарушают пост, и я буду нарушать пост. Мало кто ходит в церковь, так и я не буду ходить в церковь». Вот так, глядя на других, мы очень часто попадаем все вместе в очень неприятное состояние.

Один из святителей нашей Церкви говорил:

«Никогда не смотрите на согрешающих людей рядом с вами и не думайте, что это принесет вам облегчение. От этого станет еще страшнее и ужаснее ваше будущее состояние, когда в аду вы увидите лица близких вам людей».

Наша здешняя жизнь ничего не стоит по сравнению с жизнью будущей и вечной. Когда начинаешь задумываться о том, что твоя будущая участь — это вечность, то никакие мимолетные увлечения не смогут тебя пленить. Часто мы не задумываемся о вечности и предаем свой ум суетности, против которой мы тоже призваны бороться.

Пост нам дается для того, чтобы мы больше внимания уделяли борьбе со грехом. Что такое грех? Грех — это нарушение заповедей. Грех — это «ошибка», «непопадание в цель» в переводе с греческого. Какова цель жизни человека? Каждый человек, каждый из нас с вами, каким бы он ни был, он является образом Божием, являет собою потенциальное богоподобие. Жизнь наша должна стать таковой, чтобы мы это богоподобие реализовали — это цель нашей жизни. Если мы не реализуем богоподобие, то, значит, ошибаемся, то есть грешим.

Господь есть любовь. Поэтому если мы не научимся в этой жизни любить Бога, любить своих ближних, — это значит, что мы не сможем исполнить своей главной цели, значит, не сможем достигнуть богоподобия. Поэтому мы и называем друг друга братьями и сестрами, потому что видим друг в друге образ Бога, видим друг в друге родственное начало. Также мы очень часто бываем рассеяны, даже во время богослужения (часа с небольшим) мы не можем сохранить свой ум в устремлении к Господу, очень часто мы с большой легкостью осуждаем наших ближних (это даже доставляет кому-то удовольствие), и тем самым каждый из нас ставит себя на место Бога, а значит, противится Ему и это тоже есть страшный грех.

Нужно начать потихоньку исправлять себя, начиная с того, что будет удобнее. Поэтому пост должен стать поприщем борьбы со своим греховным началом, с животным началом в человеке. Вот такой пост будет действительно благоугоден для Господа, такой пост примет Господь, а приняв, очистит сердце человека. Чистое сердце сможет с радостью принять весть о Рождестве Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и тогда мы действительно исполним то, для чего дан нам этот пост. Поэтому призываю всех вас, дорогие братья и сестры, обратить больше внимания не на то, что вы потребляете, а на то, что исходит от нашего сердца, обратить внимание на те чувства, которые мы испытываем по отношению к нашим ближним. Если заметим мы, что в чем-то мы ошибаемся, не попадаем в цель, не исполняем заданности, которая в каждом из нас от Господа, то устремимся к исправлению своей жизни. Церковь все дает для этого исполнения, Господь все делает для этого исправления. Господь каждому из нас простирает свои руки. Господь каждого из нас ждет и желает принять. И нет того греха, который бы не простил Господь нам, кроме того, в котором мы сами не покаемся перед Ним.

Я желаю всем нам благоплодного пути поста, чтобы этот пост принес действительно благие плоды для нашего внутреннего человека, чтобы как можно больше людей объединились радостью во время светлого праздника Рождества Христова, чтобы мы все с вами единым сердцем смогли воскликнуть Господу: «Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся».

Храни вас Господь, дорогие братья и сестры!

Теги: Рождественский пост

Все новости раздела