Публикации

О праздновании Нового года православными

О  праздновании Нового года православными
Дата:
31.12.2016

Версия для печати

Добавить на Яндекс

В преддверии Нового года у многих верующих возникают многочисленные вопросы относительно празднования этого события в период Рождественского поста. В связи с этим мы задали вопрос представителям духовенства Казанской епархии — Как следует православному христианину праздновать Новый год?

Отвечает протоиерей Иоанн Барсуков, настоятель Никольского собора, г. Казань:

— Мне кажется, что моя точка зрения должна соответствовать общему христианскому мировоззрению. В Священном Писании у апостола Павла есть фраза: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 10, 21)» — отсюда можно развить следующую мысль: есть праздники духоносные, божественные, религиозные, как Пасха, как Рождество, а есть праздники бесовские, например, Хеллоуин или необузданное пьянство. Это же всякая радость превращается в нечто богомерзкое. Это чаша бесовская.

К чему причислить праздник Новый год? Это праздник благородный, радостный и светлый, иначе не имелось бы молебна Церкви на Новый год. Что такое Новый год? Мы собираемся, мы украшаем елку, мы радуемся за уходящий год и благодарим Бога: «Благослови венец лета благости Твоея Господи!» Собираются домашние, накрываются столы постные. Согласитесь, в наше время разве проблема, чем, кроме мясного и молочного, украсить свои столы? Мы радуемся, благодарим, подводим итоги и служим молебен.

Итак, все зависит от нас. Апостол Павел к Титу пишет: «У чистого все чисто». Православный христианин — везде православный: и когда он Новый год встречает. Все через призму Sub specie aeternitatis — с точки зрения вечности. Я радуюсь, веселюсь, делюсь со своими ближними и дальними родственниками, поздравляю с Новым годом, радуюсь, благодаря Бога, нашему бытию и прошу благословления на следующий год.

Зеленая елка — что это такое? Это символ вечной зелени, а значит, вечной жизни: «Господи, сколько Ты благословишь, дай нам еще пожить». Поэтому праздник Нового года — это не нечто запрещенное. Но только все это должно быть по-христиански: в меру, радостно, светло, правдиво и чисто.

Величие нашей православной веры заключается в том, что для нас совсем не существует слова «обязательно». Мы все время говорим «желательно». Мы же свободные люди, мы же носители образа Божьего. Есть возможность? Пожалуйста, придите после Божественной литургии первого января равно, как и 14 января по старому стилю. Мы, собравшись в храме, отслужим молебен. Желательно, но без конкретного понятия «обязательно».

Отвечает иерей Антоний Ермошин, клирик Петропавловского кафедрального собора, г. Казань:

— Празднование Нового года не является религиозной традицией, но с другой стороны, мы знаем, что уже Священное Писание Ветхого Завета возводило начало новых лет и новых месяцев в часть традиций именно духовной жизни. Поэтому издавна Церковь старается своим участием и молитвой освятить празднование Нового года. В нашей русской традиции Новый год является, наверное, праздником по большей части семейным, когда люди собираются в кругу родных, близких, друзей. Какого-то универсального совета, как и что должно быть, наверное, нет. Не случайно церковное предание издавна выработало очень хороший и, наверное, универсальный принцип для ответа на многие подобные вопросы, принцип, который был озвучен целым рядом святых отцов: «В главном — единство; во второстепенном — свобода; и во всем — любовь». Именно свобода в таких второстепенных вещах должна оставаться для христианина, наверное, на первом месте, потому что Церковь никогда никого не тиранит, Церковь не дает строгих советов, как и что именно необходимо сделать.

Сегодняшняя традиция русской Церкви — праздновать Новый год — пожалуй, является интересной с точки зрения своего плюрализма. Очень отрадно, что Церковь сегодня дает возможность людям с разными запросами и интересами, действительно, найти себя в этом церковном праздновании Нового года. В одних храмах дается возможность участвовать во Всенощном бдении, в ночной Литургии, причаститься святых тайн в эту новогоднюю ночь. В других храмах нет ночной Литургии, но есть ночной молебен, есть возможность на молитве с братьями и сестрами встретить наступление нового года. Есть храмы, в которых не совершается ночного богослужения на Новый год. Это тоже само по себе неплохо, то есть там людям дается возможность поучаствовать в службе с вечера, вечером принять участие в новогоднем молебне, а потом ночью собраться в кругу семьи, близких и родных людей за столом и скромно встретить наступление нового года.

Вопрос об обязательности участия в новогоднем молебне лежит именно в плоскости того, что Церковь не предписывает человеку каких-то строгих правил: именно так и никак иначе. Я думаю, что для верующего человека естественно при наступлении нового года испросить Божьего благословления на наступающий год, принести благодарность за все те милости, которые были нам явлены в прошлом году, чтобы участие в этой соборной молитве Церкви стало для нас молитвенным сопровождением вступления в новый год.

Что касается традиций застольного празднования, то, естественно, для христианина во всем важна умеренность. Нельзя сказать, что из-за того, что сейчас продолжается Рождественский пост, человек должен вообще отказаться от какого-то новогоднего застолья, проигнорировать этот день как праздник. Если есть семейная традиция: собираться с родными и близкими за столом, то не стоит ее отменять. Но проявление умеренности и сдержанности во всем является вполне допустимым и корректным.

На мой взгляд, если вся семья поститься, то, наверное, можно найти какие-то способы встречи нового года с постными блюдами. Для людей много вопросов вызывает ситуация, когда в их компании оказываются невоцерковленные родственники и друзья, которые не постятся, особенно, когда этот человек оказывается не на правах хозяина, а на правах гостя. Здесь мы должны вспомнить о главном назначении поста — пост есть воздержание. Пост — это не какая-то диета, когда что-то можно, что-то нельзя. Мы должны помнить, что мы не фарисеи, что наш пост — это средство обуздания наших страстей, поэтому, когда человек оказывается за таким столом, он должен подумать и оценить, ответить про себя на вопросы своей духовной жизни: «Я сейчас съем скоромное, потому что меня мучает страсть, и я, видя этого, не могу удержаться? Или я могу от этого воздержаться, но разделю со всеми эту трапезу, чтобы никого не смущать, не огорчать, не обижать». Если человек понимает, что он вполне мог бы от этого воздержаться, но просто делает это из снисхождения к окружающим людям, дабы не показаться человеком гордым или презирающим окружающих, то я думаю, что это не будет являться каким-то строгим нарушением поста.

Отвечает иеромонах Роман (Модин), настоятель Ново-Иерусалимского архиерейского подворья Казани:

— Как мы знаем, сегодня Новый год приходится на Рождественский пост, поэтому путеводной звездой для нас является грядущий праздник Рождества. Значение наступающего Нового года и праздника Рождества каким-то образом соединились сегодня в сознании большинства россиян. Но все-таки встреча Нового года — праздник особенный и многие наши православные чада будут его каким-то образом отмечать.

Сегодня в приходах нашей Казанской митрополии существует устойчивая традиция считать этот праздник семейным домашним православным праздником, поэтому Церковь рекомендует нам, в эти дни по возможности не посещать другие дома, так как мы понимаем, что вряд ли стоит нарушать покой людей, которые также постятся в эти дни Рождественского поста. Вряд ли будет разумно приглашать в эту новогоднюю ночь или последующие дни, когда наступают самые ответственные и самые важные дни Рождественского поста, каких-то гостей и к себе. Мы знаем, что есть десять замечательных дней, которые следуют от Рождества до Крещенского сочельника, называемого в православной культуре Руси «святками». Это как раз те дни, когда христиане и ходят по гостям, приходят к самым близким по духу людям, славят Рождество, прошедший Новый год, поздравляют всех сразу с прошедшими празднествами и разделяют с ними эту христианскую любовь.

Сам Рождественский пост служит по сути только одной цели — приблизить нас к тому пониманию бесконечного и беспредельного человеколюбия, которое изливает на нас Господь Иисус Христос. Само приближение к празднику Рождества означает ничто иное, как осознание той бесконечной Божественной любви, ради которой Господь, преодолевая пропасть между нами, нашим миром и между Собой, снизошел в наш мир и вошел в плоть человеческую, чтобы разделить нашу жизнь, наши скорби, наши испытания, наши радости.

Конечно, нам трудно отделить от себя (и вряд ли возможно это сделать) самых близких для нас людей, поэтому в эти дни мы стараемся собираться с членами своей семьи, то же самое, наверное, касается и новогодней ночи. Разумнее собраться с теми людьми, которые нам близки по плоти, — это наши родители, наши мужья и жены, наши дети. Собраться вместе, встретить грядущее гражданское новолетие. Особенно важно это для детей, для которых новогодняя ночь — это все-таки событие некоего мифа, сказки, которую можно устроить и на православный чин. Встретив гражданское новолетие молитвою, можно благочестиво разойтись по своим комнатам, с утра встать и пойти в церковь.

Надо отметить, что на некоторых приходах нашей Казанской епархии принято освящать этот новогодний день Божественной литургией, молитвой в церкви. Поэтому на некоторых приходах, там, куда вы обычно ходите в храмы на богослужения в субботние, воскресные, праздничные дни, надо обязательно узнать, возможно, и в этом храме будет совершаться торжественное Всенощное бдение 31 декабря вечером, или в самую новогоднюю ночь. На некоторых приходах это делается, служатся Божественные литургии, на которые можно прийти, подготовиться, причаститься, исповедаться. При этом ясно, что мы не нарушим Рождественского поста, угодим Богу и вкусим во всей полноте той радости, которую дарует нам Христос, выше которой просто нет.

Последующие после Нового года дни у нас самые ответственные — мы готовимся к празднику Рождества Христова. Со второго числа начинается строгий пост. Мы в эти дни постимся, молимся, стараемся осмыслить события прошедшего года, свои немощи, ошибки, слабости, вспоминаем свои достижения и достоинства, все это анализируем, идем в храм, исповедуемся и причащаемся святых Христовых тайн. Это самое важное, с чем мы должны подойти к этому дню. Можно ли нам прожить этот наступающий год таким образом, чтобы, как говорят святые отцы, хотя бы один день в этом году был таким, чтобы мы могли прожить без единого греха. Это, наверное, очень трудно. Когда мы приходим в храм на исповедь накануне причащения святых Христовых тайн, мы постоянно спрашиваем себя: «А был ли вот в этом году хотя бы один такой день, когда мы никого не обидели, никого не задели, когда мы на каждый вопрос ответили ответом достойным, наполненным любовью, вниманием, благочестием, деликатностью, уважением к тем людям, которых Господь даровал в нашу жизнь? Как же мы проводили уходящий год? Каким образом он прошел? Что духовного, полезного мы в нем совершили? Какие духовные сокровища мы собрали для себя, для своей души за эти ушедшие дни 2013 года?» С этими мыслями и настроением, наверное, будет самым лучшим приступить к наступающему гражданскому новолетию.

Как правило, в большинстве приходов, где не служится ночная литургия, первого числа прихожане стараются собраться вместе, прийти к восьми часам на литургию. В некоторых приходах Казани совершается особый чин — в конце Божественной литургии выходит настоятель и рассказывает прихожанам своего храма о том, что делал приходской совет, приходское собрание, настоятель храма в этом году, какие были совершены образовательные, социальные, педагогические, внутриприходские и внешние проекты, что сделали прихожане храма, какой работой они занимались, как расходовались пожертвования, собираемые прихожанами в этом году, что было сделано полезного, а также рассказывает о планах в наступающем новом году.

Стало доброй традицией, что в некоторых приходах люди заполняют храм целиком, даже бывает, что места нет первого числа, чтобы зайти, хотя казалось бы, что большинство людей отсыпаются после этих прошедших новогодних радостей, а истинно верующие идут к Христу, для них начинается новый год, нового труда, новых духовных открытий, нового духовного делания, который должен быть полноценным, наполненным любовью, радостью о Христе и созиданием души своей для Царствия Небесного. 

По материалам сайта Татарстанской митрополии

Теги: Новый год

Все новости раздела