Жития святых. Аудио

История покаяния

История  покаяния
Дата:
28 июля
Все публикации автора
Автор:
Евгения Бальсунова

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Сегодня по последним данным только в России насчитывается 58,8 миллионов православных христиан. В соседней славянской республике Беларуси православных — половина населения — 4,5 миллиона  человек и приблизительно столько же в Украине. Некогда это были три дружески объединенные страны, которые называли «сестрами», и они имели одну границу, общие полезные ископаемые и природные богатства. А еще их объединяла общая вера, общие святыни и общая великая история, в которой одно из важных мест занимает одна дата — 988 год, когда Русь приняла Крещение после тяжелого выбора и духовных поисков князя Владимира.

С уверенностью можно сказать, что история Руси строго разделяется на два периода: до и после этого события, которое навеки предопределило дальнейшую судьбу страны. Но кем был князь Владимир и почему именно ему Бог дал такое высокое служение — привести русский народ к Православию?

Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, которая первая, задолго до 988 года, приняла Крещение. Владимир стал новгородским князем в 970 году, захватил преступным замыслом киевский престол в 978 году, и его правление ознаменовалось братоубийством. Летописцы, описывая Владимира до принятия им христианства, не жалеют негативных эпитетов: жесток, злопамятен, порочен, сластолюбив. У князя было  пять жен, двух из которых он насильно сделал своими, и восемьсот наложниц. Он — убежденный язычник, до принятия Крещения был ярым противником христианства и в первые годы княжения поставил возле своего дворца изваяния языческих богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», — рассказывает летопись.

В 983 году после одного из походов Владимира было решено устроить и человеческие жертвоприношения, и в жертву выбраны сын и отец — варяги-христиане — Иоанн и Феодор, которые стали первыми мучениками на Руси.

После прочтения жития равноапостольного князя Владимира, сразу вспоминаются апостол Павел, который до призвания его Христом был ярым гонителем христиан, преподобная Мария Египетская, живущая долгие годы в блуде, или разбойник, раскаявшийся на кресте уже перед самой смертью. Никого из них не забыл Господь, наоборот, даровал им благодать и помощь для исправления. Где умножается грех, там, по слову Апостола, преизобилует благодать, и Бог приводит к Себе человека, несмотря на многие его грехи и пороки, ведь Спаситель пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Святитель Николай Сербский на недоуменный вопрос потомков: почему именно этот жестокий язычник был выбран Господом для просвещения Руси, отвечает:

«Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника».

Так и для князя Владимира наступило время духовных поисков, и он, избрав «добрых и смысленных мужей», отправил их в разные страны, чтобы те познакомились с вероучениями различных народов. Вернувшись в Киев, мужи рассказали о красоте православного богослужения:

«Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Важную роль в принятии решения о крещении князя, сыграла и Анна — сестра византийских императоров. Она стала словно миссионером для своего мужа Владимира, приведя его к познанию истинного Бога и научив его жизни по Православной вере своим примером и покорности воле Божьей. Когда князя по «Божественному промыслу» поразила слепота, Анна с уверенностью заявляет ему: «Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись поскорее; иначе не выздоровеешь». Князь повелевает корсунскому епископу и священникам, прибывшим вместе с царевной, крестить себя. «И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир», — описывает нам те давние события летопись.

Крещение рассекло его собственную жизнь на две половины, разительно отличающиеся друг от друга. Князь киевский всей своей грешной душой принял спасительное Православие, до глубины сердца уверовав в учение Христово и показав свою веру не только словами, но множеством добрых дел. Сам он говорил об этом так:

«Господи! Был я как зверь, жил по-скотски, но Ты укротил меня. Слава Тебе, Боже!»

Владимир со всеми народами стал жить мирно, и лишь дикие печенеги своими набегами вынуждали его применять оружие. Всех своих прежних жен и наложниц он отпустил, сочетавшись христианским браком с царевной Анной. Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир-христианин полностью отменил в своем княжестве смертную казнь, и лишь по просьбе греческих епископов, обеспокоенных разгулом преступности в Киевской земле, он снова ввел наказание смертью. На княжеский двор отныне был открыт доступ всем бедным и нуждающимся, и Владимир щедро раздавал людям еду, одежду и деньги, и видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, приказал развозить по улицам Киева мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. Князь выкупал из кабалы должников, а невольникам и пленным возвращал свободу. Никогда еще жители Руси не видали в своих правителях такой любви к народу, и подданные с благодарностью и любовью назвали его «Красным Солнышком». Забота о людях, данных Владимиру Самим Богом, чувствуется и в его молитве о нем на месте недавно построенного храма:

«Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум — познати Тебя, Бога Истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой Богородицы».

Празднование равноапостольному Владимиру было установлено Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом» и сравнивает его служение Русской Земле с благовестием святых апостолов.

Десятинный храм

Сейчас может быть множество споров о политическом значении Крещения Руси, о том, что после этого погибла «великая» языческая культура, но православный человек в своих молитвах с благодарностью и любовью будет обращаться к равноапостольному князю Владимиру. Этот человек показал удивительное и не поддающееся скудному нашему разуму перевоплощение жестокого сластолюбца благодатью Божьей в справедливого и любящего, истинного ученика Христова. Как писал о равноапостольном князе митрополит Антоний (Сурожский):

«Каким утешением является такая личность, как он, для каждого из нас — грешного, слабого, порой порывистого в вере, непостоянного в добре, когда мы видим, что такой же, как мы, человек смог открыть Бога, и так глубинно, так потрясающе измениться во всем».

Если его покаяние принял Господь, введя его в Небесные обители и сделав Своим другом, значит, и у нас еще есть шанс, стоит только искренне раскаяться и принести плоды покаяния Христу-Спасителю.

Теги: Князь ВладимирКрещение Руси

Все новости раздела