| Вопросы священнослужителю

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с  жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 
20.05.2016 21:15:55

Юлия, г. Набережные Челны

Объясните, пожалуйста, места из молитвенных правил.

отвечает протодиакон Дмитрий Половников

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, места из молитвенных правил. Утреннее правило, молитва 8: «…аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче» — меня смущает это место, то есть что у Бога перед человеком может быть какой-то долг, если у человека есть дела. Как-то рационально очень и самонадеянно получается. То есть я понимаю, что на самом деле имеется в виду, что человек просит именно благодати, но просто всегда пропускаю эти слова про долг…

И еще вот: «согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота» — это что, например, сделал такое? Хочется понимать, что говоришь.

Еще я не совсем понимаю, что значит грешить «ревнованием»? Слишком стараться в чем-то или ревновать супруга? А если есть повод, допустим, и я ему ничего не скажу, сцен не устраиваю, но как же не ревновать-то, ведь «одна плоть» все-таки? Ведь он, как бы, владеет твоим телом, ты — его. А что же чувствовать тогда? Молиться о «вразумлении» супруга? Но ревновать-то все равно будешь, по причине измены ведь даже развод допускается, как же без эмоций относиться?

Христос Воскресе!

Уважаемая Юлия, вопросы, которые Вы задаете достаточно интересны, поэтому рассмотрим их по порядку.

— «…Но долг паче». Эти слова утреннего правила подразумевают то сознание, что у нас, конечно же, не может быть таких дел, которыми мы могли бы заслужить спасение. Святой составитель этой молитвы, несомненно, знал учение святого апостола Павла, в котором спасение как дар веры противопоставляется воззрению тех, кто думал спастись делами закона. Поэтому думать, что делами можно заслужить право перед Богом на свое спасение было бы неправильно, и это никак не вытекает из приводимых Вами слов утренней молитвы. Более подробно Ваше недоумение разобрал диакон Павел Сержантов.

— «Не яко человек, но и горее скота». Для лучшего понимания данного текста можно обратится к Псалтири. «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31, 9). Горее скота, значит хуже скота. Автор молитвы говорит о себе, что он хуже скота, потому что скот не имеет смысла, а человек сотворён по образу и подобию Божьему. И всё же грешит. Конечно, мы, когда грешим сознательно, грешим против образа Божия в себе, то мы хуже скота.

— «Ревнование». Если открыть словарь церковно-славянского языка, то мы увидим, что под ревнованием понимается нечто другое. Ревнование — это зависть, сильное усердие, старание о приобретении чего-либо. Самым близким русским словом для ревнования является зависть.

Вернуться к списку вопросов