Публикации

Крестным ходом к праведному Симеону Верхотурскому. Часть 8

Дата: 31.12.2020

Автор: Татьяна Лебедева

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 6062

Окончание. Начало часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7.

Часть 8. Красногорское — Верхотурье

24 сентября. Мы ночевали в школьном спортзале в с. Красногорское. Сегодня у нас очень ответственный день — после обеда должны прийти в конечный пункт нашего молитвенного шествия — в г. Верхотурье. Весь день расписан поминутно — нам нужно прийти в монастырь вовремя, без опоздания. Подъём в полпятого утра. В 5 часов утреннее молитвенное правило. В 5.30 — завтрак. В 6 утра сдаём вещи в передвижную камеру хранения. В 6.10 выходим и направляемся в храм. Расстояние от школы до храма примерно один километр. В храме служится молебен, затем забираем хоругви, все иконы и крестный ход выдвигается в сторону г. Верхотурья. Сегодня предстоит преодолеть последние 29 км пути. Господи, помоги!

На улице похолодало. Дует порывистый северный ветер. Многие уже надели шапки, капюшоны, перчатки, обвязались шарфами. Меня до сегодняшнего дня спасал капюшон лёгкой ветровки, но сегодня в последний день пришлось достать льняной платок, потому что лёгкий синтетический шарф на голове совсем не для этой погоды. Немного забежав вперёд, я сфотографировала наш крестный ход на фоне храма.

Выйдя за пределы села, пришлось натянуть на себя ещё и дождевик, так как ледяной ветер продувал насквозь. Радует то, что нет дождя. На трассе автомашин немного — это тоже радует, так как не приходится дышать гарью. Но, несмотря на это, нас опять сопровождает машина ГИБДД.

Прячась от холодного ветра, я шла, наклонив голову немного вперёд. Подошли к деревне. Поднимаю голову, вижу табличку: «ЛЕБЕДЕВА». Как интересно — ведь это же моя фамилия, где я ещё найду селение с таким названием. Не успела сфотографировать. Где же тут успеешь: телефон в целлофановом пакетике, чтобы не намокал, пакетик в поясной сумочке, сумочка под кофтой и ветровкой, а сверху ещё дождевик подвязан, чтобы его не мотало ветром. Одним словом, как в сказке: иголка в яйце, яйцо в утке…Но к концу деревни я добралась до телефона и всё-таки сделала снимок.

Я всё шла и любовалась осенней природой. Это так красиво: по обе стороны дороги — золотой осенний лес, воистину «очей очарование»!

Местами картина менялась — добавлялись другие цвета — лиственный лес переливался жёлтым, красным, зелёным цветами.

За 2 часа прошли 10 км, до Верхотурья осталось 19 км. Идём ровно, поём Иисусову молитву. Усталость пока не чувствуется.

Около 10 часов утра привал в лесу. Хоругви прислонили к деревьям. Иконы положили на землю, подстелив под них плёнку.

Сидеть на земле сыро, поэтому мы уселись на брёвна и слушали отца Алексия. На каждом привале он беседовал с нами на духовные темы, подбадривал нас.

В половине одиннадцатого часа пришли в храм святителя Николая Чудотворца.

Храм небольшой аккуратный, уютный. Снаружи стены храма оформлены красочным орнаментом. А внутри чудо чудное — иконостас из…фарфора!

Как всегда в храме отслужили молебен. Затем нас угостили чаем. Немного отдохнув, двинулись дальше. Перед выходом на дорогу стоит стенд с надписью. Оказывается, этот храм является подворьем Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. Мы заходили с другой стороны, поэтому не видели надписи на этом стенде.

Крестный ход всё ближе и ближе продвигается к намеченной цели. Немного волнительно. Дай нам Бог всем дойти до конца. Из житий святых знаем, что враг особенно нападает на людей в конце намеченного пути или цели. Думаешь, вот уже осталось чуть-чуть, мысли начинают витать, мечтать. На этом враг и ловит, поэтому в конце пути надо быть ещё более собранными, ещё усерднее молиться, не расслабляться.

Я попросила хотя бы небольшое расстояние понести икону святой Екатерины. Как же — побывать в таком крестном ходе и не понести её икону — это было бы неправильно, ведь у меня дочь Екатерина — надо помолиться этой святой. Олег Викторович рассказал нам такой случай: «Во время одного крестного хода женщина, у которой сильно болели ноги, и она еле передвигалась, попросила понести икону святого праведного Симеона хотя бы чуть-чуть, небольшое расстояние. И что вы думаете? Она как взяла икону, а икона тяжёлая, так больше никому и не отдала её, и все 30 км до Верхотурья несла сама. Мы просили икону назад, а она отвечает, что не она несёт икону, а икона несёт её вперёд. Вот такие чудеса!» Я пока не осмелилась попросить икону прав. Симеона.

Время 14 ч. 30 м. Впереди виднеется дорожная табличка с надписью «ВЕРХОТУРЬЕ». Помню: когда шли Великорецким крестным ходом, увидев табличку с надписью «Великорецкое», каждый останавливался и старался запечатлеть этот момент на фото или видео. Только пройдя много трудных километров можно ощутить эту радость, увидев впереди долгожданную надпись.

Неужели дошли? Нет, ещё не дошли, нам ещё топать и топать до самого монастыря. Не расслабляться! Вот впереди видно уже реку Туру.

Идём по городу. Стоят дома кирпичные и деревянные.

Перед нашим взором показался монастырь. Душа ликует! Вот оно счастье — мечты сбываются! Я ещё не могу поверить в то, что это не сон. Как долго я собиралась сюда прийти пешком! Сегодня пришла. Слава Богу! Благодарю вас, отче Николае и праведный Симеоне!

Позади 180 км пути от Алапаевска до Верхотурья. Ровно в 3 часа дня крестный ход составом сорок человек вступает на территорию Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря. Так же с хоругвями и иконами мы заходим в Крестовоздвиженский собор. Служится краткий молебен у мощей святого праведного Симеона — благодарим его за помощь. Братия монастыря размещает нас, «ходоков», наверху на клиросе. Тут много места, на полу постелены ковры. Мы разуваемся, занимаем себе места поближе к краю, чтобы лучше было видно службу. Затем в трапезной монастыря общая трапеза специально для «ходоков».

Через какое-то время прибыли другие паломники. Они приехали на поезде и потом шли крестным ходом семь км от железнодорожной станции до монастыря. Как в былые времена к раке с мощами Верхотурского чудотворца едут паломники со всех концов Руси. И, по милости Божией, получают чудесные исцеления и помощь от святого праведного Симеона. Вскоре на клиросе были заняты все свободные места. Кому не хватило места наверху, разместились на полу в храме после всенощного бдения.

Перед всенощным бдением в присутствии многих священников отслужили малую вечерню. Мужской хор монастыря очень торжественно пропел акафист праведному Симеону перед его ракой с мощами.

Во время службы мы по очереди исповедовались у отца Алексия

Прикладывались к мощам прав. Симеона, затем нас помазывали елеем.

Перед сном ближе к полуночи, отец Алексий пригласил нас, крестоходцев, на молитву — все вместе пропели акафист праведному Симеону перед мощами. Это было торжественно и незабываемо! Паломники группами по очереди пели акафист почти всю ночь. Мы так и спали под пение акафистов. Только под утро в храме наступила тишина. Говорят, это у них так заведено: молятся всю ночь перед мощами праведного Симеона — такая любовь к этому святому.

25 сентября. Сегодня праздник святого праведного Симеона Верхотурского. В этот день в 1704 году были торжественно перенесены его мощи из Меркушино в Верхотурье. Мы специально встали пораньше, чтобы до начала Литургии успеть сходить ещё и в Покровский женский монастырь. Он находится не очень далеко от мужского монастыря. Служба там начинается раньше, поэтому решили помолиться и там. Погода сегодня отличная. Небо чистое. По дороге нам встретился ещё один храм. Он великолепно смотрелся на фоне синего неба.

Когда возвращались обратно в мужской монастырь, то я ещё раз сфотографировала общий вид монастыря на фоне голубого неба. Вчера было пасмурно, а сегодня он смотрелся как на картинке.

В Преображенском храме в 6 часов утра служится ранняя Литургия. Желающие могут там причаститься.

Отец Алексий благословил нас причаститься в Крестовоздвиженском соборе, где служилась поздняя Архиерейская божественная литургия. Службу вёл митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл при сослужении многих священников и архипастырей.

По окончании Литургии прошёл крестный ход вокруг Крестовоздвиженского собора. Все шли с голубыми шарами с эмблемой фонда святой Екатерины — это придавало ещё более праздничное настроение сегодняшнему событию.

По окончании крестного хода при входе в собор отслужили праздничный молебен.

По случаю праздника на территории Верхотурского Кремля (Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник) состоялся праздничный «Казачий фестиваль». Наш поэт Владимир успел выступить ещё и там — порадовал своими «крестоходскими» стихами жителей Верхотурья. Мы посетили и Преображенский храм, прикладывались к святыням. В притворе храма я увидела много объявлений. Сфотографировала — авось пригодятся.

Трапеза для паломников была организована у летнего кафе на территории монастыря. Кормили нас любимой гречневой кашей. Она была необычная — с большим количеством рыбных консервов — очень вкусная и питательная. Пора написать оду гречневой каше — она везде нас выручает!

Пришло время собираться в обратный путь. От этой мысли накатывает небольшая грусть. За десять дней крестного хода мы уже сроднились, мне показалось, что я вообще уже полгода путешествую. Правильно: ведь я ещё до крестного хода целую неделю жила на приходе у отца Алексия. Сколько событий совершилось всего лишь за 18 дней! Про это время точно можно сказать, что я жила. А когда мы крутимся как белка в колесе, изо дня в день выполняя привычные дела, то время пролетает как один миг. Не успел начаться месяц, смотришь — уже конец месяца. Не успел начаться год, а вот уже новый год грядёт.

Из нашей группы несколько паломников остались в монастыре на престольный праздник Воздвижения Креста Господня, который состоится через день 27 сентября. Мы им даже позавидовали немного. А нам пора отправляться домой — нас ждут другие дела. Тепло попрощавшись с теми, кто остаётся в монастыре, и с теми, кто уезжает пораньше, мы направляемся на посадку в автобус до железнодорожной станции. Он отходит в 13.30. При выходе из монастыря ещё раз на память фотографирую храм на фоне чистого солнечного неба.

В здание вокзала мы не стали заходить, потому что на улице тепло по-летнему. Вот святой Симеонушка испросил нам погоды — настоящий праздник после дождей и грязи! Наверное, не зря молились ему.

Два раза в году 25 сентября и 31 декабря на празднование св. прав. Симеона для паломников подаются бесплатные электрички. Сегодня торопиться нам уже некуда. До электрички ещё больше часа. По расписанию из Верхотурья она отправляется в 15 ч. и прибывает в Екатеринбург в 21.20.

Пока ждали электричку, по благословению отца Алексия мы устроили ещё один местный «фестиваль крестоходцев».

Наш бессменный поэт Владимир читал свои стихи. Мы слушали его — кто сидя, кто лёжа. Он всех развеселил.

В вагоне электрички продолжили свой «фестиваль». Кроме того ещё пели акафисты Божией Матери и св. прав. Симеону. Другие пассажиры слушали нас с интересом и тоже пытались подпевать.

Всю дорогу вели беседу с отцом Алексием — спрашивали его обо всём. Подвели итоги нашего нынешнего крестного хода: кому что понравилось, кому что не понравилось. Если бы все сказали, что всё понравилось, то конечно бы слукавили, потому что в любом коллективе, а особенно в крестном ходе (знаю по опыту) бывают различные искушения, казусы. Вот мы слушали и рассказывали про свои впечатления, про отношения между участниками крестного хода. Отец Алексий любезно отвечал, разъяснял нам ситуации, вразумлял нас. Всё сводилось к тому, что всем нам надо смиряться, терпеть немощи других, молиться друг за друга и научиться любить ближних. Любовь — превыше всего. Всё это нам на пользу. Испытания нам даются для духовного возрастания, а где же возрастать как не в крестном ходе? Здесь по ощущениям один день проходит как неделя. Любой крестный ход — это маленькая жизнь, прожитая от начала до конца. Но в конце крестного хода мы не умираем, а просто разъезжаемся по домам с надеждой вновь встретиться через год. А в течение года отец Алексий благословил нас молиться друг за друга. С этой целью мы вписали к себе в помянник имена наших крестоходцев и благодетелей. Какая хорошая традиция!

Одним словом, крестный ход — это такая «зараза», которой заболеваешь на всю оставшуюся жизнь. Как говорил нам Олег Викторович: «Желаю вам ничем не болеть, а заболеть только Симеоновским крестным ходом!» Золотые слова! Дай Бог здоровья ему и всем организаторам, всему священноначалию, особенно отцу Алексию, за чудесный крестный ход.

Мы ехали в электричке и вспоминали также смешные, забавные случаи из крестного хода и от души смеялись над собой. Напоследок решили отблагодарить нашего весёлого поэта Владимира и тоже всем миром написали ему стихи на память. Он был очень рад.

Наши крестоходцы потихоньку стали выходить каждый на своей станции. Мы не заметили, как пролетели шесть часов пути. Вот и Екатеринбург. Мне ещё предстоит ехать целую ночь до Челнов. Хотела сказать: «Прощай, Екатеринбург, прощайте, мои крестоходцы-однополчане!», но нет, я лучше скажу всем: «До свидания!» Кажется, я тоже заразилась!

P.S.: Пока писала свои крестоходские зарисовки, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, по благословению которого прошёл Симеоновский крестный ход, перевели в Татарстанскую митрополию на место почившего о Господе митрополита Феофана.

Сегодня, 31 декабря Церковь празднует прославление праведного Симеона Верхотурского (1694).

О пречудный и милостивый новый чудотворче, праведный Симеоне, моли Бога о нас!

P.P.S.: Желающих принимать участие в крестных ходах просим обращаться в клуб «Челнинский крестоходец». Записываться желательно заранее по телефону 8-917-910-51-79 — руководитель клуба Татьяна Николаевна.