Православные новости Набережных Челнов

Богородица и Её родители, как пример для подражания

Богородица и Её родители, как пример для подражания
Дата:
21.09.2018
Все публикации автора
Автор:
Митрополит Феофан

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Проповедь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана  накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе Елабуги в 2015 году

Во имя Отца и Cына и Святаго Духа!

Рождество Твое, Богородице, Дево, радость возвести всей вселенней… Прошло несколько тысячелетий с того печального момента, когда после райского пребывания, за нарушение заповеди Божией первые люди, Адам и Ева, были изгнаны из рая. И мало того, за нарушение заповеди Господь дал им нелегкий крест, и земля стала не та, как была в раю, и поврежденность природы грехом также приносила роду человеческому печали и скорби, но все же, именно тогда было обещание, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Много прошло испытаний, много было отступлений от Бога, уклонений от путей правды по путям беззакония, наказания и милования. Пророки ли, которые благовествовали о рождении Христа от Девы или грозное наказание Божие, как Ноев потоп, как плен Вавилонский и Египетский, непрерывные войны истощили уже силы человеческие. И ко времени пришествия Христа все ждали исцеления от этой язвы греховной. А с другой стороны мир разложился — были различные ученья — одни, отвергающие бытие Бога вообще, другие, видевшие смысл жизни в удовлетворении своих страстей, ненависть, войны, пороки — все это было. Но вот где-то в тишине уготовляется пришествие Христа. Но ведь должна родиться Та, от Которой родится и Сам Христос.

Вот они — благочестивая чета — Иоаким и Анна, живут праведной жизнью, соблюдают все заповеди, непрестанная молитва и пост, но Господь не дает им самого главного утешения — детей. А в древности, не так, как сейчас, поступают с уже зачатыми детьми, во чреве убивают их, а ждут детей, как благословения Божия. И нередко к бесплодным относились с неким презрением — считая, что Бог по грехам не дает им детей. Такую горечь испытывали и будущие родители Пречистой Девы Марии. Они были в печали, ибо возраст, в котором они находились, уже пресекал возможность рождения детей. Естественное увядание не оставляло надежды. И вот, как повествует предание Церкви, однажды они увидели птиц, которые трудятся для того, чтобы свить гнездо, затем высиживают яйца, у них рождаются птенцы, и видно было, как птицы эти радуются и заботятся о своих детенышах. Вздохнули глубоко прародители Иоаким и Анна и как бы обратились к Богу с упреком: «Господи, ведь они — бездушные птицы и Ты им даешь счастье иметь птенцов, но ведь мы же любим Тебя, мы соблюдаем Твои заповеди, почему же Ты нас оставил?» С такими мыслями они жили.

Но вдруг происходит то, что невозможно для людей, но не для Бога — престарелая Анна почувствовала, что она зачала — имеет в утробе плод. Она боится даже сказать своему мужу. Не веря этому счастью, но конечно настало время, когда невозможно было таить, и сколь велика была радость, что Господь послал им чадо. И вот именно этим благочестивым родителям, престарелым, молитвой и постом, надеждой и любовью к Богу подготавливавшим себя к рождению Той, Которая станет Матерью Самого Бога. И ведь, если вы помните, всегда, когда мы делаем отпуст в конце богослужения, священник говорит: «Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны», то есть во все века Святая Церковь вспоминает родителей Богоматери.

«Рождество Твое, Богородице, Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды — Христос Бог наш…», Который разрушил смерть и даровал нам вечную жизнь. Если говорить о Богоматери, нам не хватит нашей жизни. Но все же, День Рождения Пречистой Девы Марии, Царицы Неба и земли — это начало нашего спасения, ибо пройдет немного времени и Она, юная Девица, не знавшая мужа, зачнет от Духа Свята, Сама придет по пути в Иерусалим в Вифлеем, и в убогой пещере родит Того, Который мир спасет, — воплощенного Бога Слова.

Такой праздник мы сегодня чтим, и здесь бы уместно было обратиться всем нам к нашему отношению к деторождению. Таковы ли мы, так ли мы готовим себя стать родителями, так ли мы надеемся на Бога, ожидая рождения, или же становимся человекоубийцами, детоубийцами во чреве своем или же предпринимаем все, чтобы погубить плод. Мы часто задаем себе вопрос, и у нас на Руси, почему Господь так относится к нам? То катаклизмы, то революции, то войны, то междоусобица, то брат на брата, то разрушение страны? А чего мы достойны?

И в день сегодняшний, как мы относимся к самому святому дару — дару жизни, к дару детей как мы готовим себя? Откуда начинается воспитание детей? Даже раньше, чем зачатие, когда родители относятся к деторождению как к великому благу.

Любящие родители нередко лишают себя многого, чтобы дать детям покой и радость. А что же мы делаем, когда зачинаем детей, нередко в пьяном угаре, а затем уже когда ребенок зачат, тоже не очень благочестивая жизнь… Как же ему там неуютно, ведь он чистейшее существо, находящееся в утробе матери, как же он все чувствует? И сквернословие и гнев, не дай Бог пьянство, курение или еще какие пакости, как же он бедный там мучается этот ребенок? Ему становится не теплым материнское ложе, а чем-то тяжелым — камерой — ибо он не поймет еще, где же он находится, поэтому мы должны понимать, что дети — это величайший дар Божий, должны помнить заповеди, что жена спасается деторождением.

И в этот день, особенно, в день Рождества Богоматери мы должны поговорить и со своими близкими и знакомыми о смысле и значении брака, об отношении к детям, начиная с далекого периода, еще до зачатия. Молитва, трезвенная благочестивая жизнь дает достойный плод, а мы часто пожинаем то, что посеяли, — невиданные физиологические болезни еще нерожденного, и часто вопрос: почему? Потому что не жили по-нормальному, благочестивой жизнью.

Поэтому в день рождения Пречистой Девы Марии обратимся к Ее благочестивой жизни, к Ее благочестивым родителям Иоакиму и Анне, сравним свою жизнь и конечно найдем много неправды. Но это не причина для отчаяния, осознав, надо каяться, просить у Бога прощения и делать всю оставшуюся жизнь так, чтобы Господь убелил душу нашу.

И вот я хотел бы обратиться к вам еще вот с чем: не так уж много нас сейчас в храме стоит — это свидетельство об оскудении веры. Но я к вам обращаюсь: не стесняйтесь сами внимательно вникать в смысл нашего Православия, читайте Евангелие, книг много сейчас, ловите священников, чтобы они отвечали на вопросы. И не стесняйтесь нести Слово Божие и в семьях своих, и на работе, и с ближними и с дальними. Ну хватит нам бояться! Хватит нам жить по инерции безбожия! Ну дожили «до ручки» — в богатейшей стране и много у нас бед. Кризисы, скажете? Это все следствие, в голове кризис, в душе. Отступление от Бога — естественное явление различных катаклизмов. Как только народ начнет возвращаться к Богу через сохранение своей православной веры, Господь — лучший хозяин, найдет и умных правителей и экономистов, всех найдет, поставит на место, дабы народ, обратившийся к Богу, поверил Богу, а доверившись Богу, почувствовал, что Бог с нами. Кто против нас, если Бог за нас? Запомните, если мы будем уходить от Бога, путь один — в дебри, ведущие во тьму, если же мы будем идти к Богу,  то свет Божественный прольется в наши души, в наши семьи, на нашу страну, и мы еще раз скажем: Велика ты, Русь Святая, и благословенна Богом, удел Пречистой Богоматери!

Аминь.

(Р)

Теги: Митрополит ФеофанпроповедьРождество Пресвятой Богородицыдети

Все новости раздела