Часовня в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих радосте”

Икона Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих радосте"

Часовня в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте". Увеличить изображение. Размер файла 90,53 Kb [800X600]

При храме действует часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» для отпевания усопших с чтением псалтири ночью над покойным в часовне покойный может находиться до отпевания и погребения.

Первые документальные упоминания об иконе с названием «Всех скорбящих Радость» относятся к 1683 году, времени написания чудотворного образа придворным живописцем И. Безминым. Икона находилась в храме Преображения Господня на Большой Ордынке. Существует предание о бытовании древнего чудотворного образа: еще правнук Ярослава Мудрого, Никола Святоша, устроив при святых вратах Киево-Печерской обители больницу для бедных, поместил в больничный храм прославившуюся чудотворениями икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Настоящее прославление святого образа произошло в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, после чудесного исцеления родной сестры патриарха Иоакима - Евфимии, страдавшей долгое время неизлечимой болезнью. Уже отчаявшаяся в возможности своего исцеления больная однажды во время молитвы услышала голос: «Евфимия, почему ты не прибегаешь к общей для всех Целительнице? Есть в храме Преображения образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Призови к себе священника с этим образом, помолись, и получишь исцеление от своей болезни». Чудесное событие произошло 24 октября (6 ноября по н.ст.) после молебна перед названной иконой, в честь чего и установлено празднество иконе в этот день.

В 1711 г., при переезде царского двора из Москвы в Санкт-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой чудотворный образ из церкви на Ордынке (по второй версии это произошло в царствование императрицы Елисаветы Петровны, которая, согласно данному мнению, привезла святой образ из Москвы и поставила его в дворцовую церковь царевны Наталии Алексеевны.), правда, неизвестно, был ли это оригинал или список с него, который также находился в этой церкви. Обе иконы в равной степени почитались чудотворными.

В Петербурге святой образ был поставлен в домашней церкви царевны при ее дворце на Шпалерной улице, освященной в честь Воскресения Христова, а в 1818 г., после перестройки церкви архитектором Л. Руска, икона была установлена в особой нише справа от иконостаса. Храм был назван в честь своей святыни Скорбященским. После закрытия церкви в 1932 г., местонахождение иконы остается неизвестным. По мнению большинства исследователей, версия о том, что она была перенесена в Спасо-Преображенский собор Санкт-Петербурга, неверна, что подтверждается несоответствием находящегося в нем в настоящее время образа сохранившимся описаниям, литографическим изображениям и фотографиям подлинной чудотворной иконы.

О судьбе оставшейся в Москве иконы «Всех скорбящих Радосте» из церкви на Большой Ордынке также нет достоверных свидетельств. С 1713 г. она находилась в специально устроенном для нее приделе, а в период между закрытием храма в 1930-х гг. и возобновлением в нем служб в 1948 г. была изъята. Находящийся в настоящее время в этом храме чтимый образ Божией Матери и почитающийся многими как подлинный, был подарен Патриархом Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа.

Иконография

Первоначальные московская и петербургская чудотворные иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» значительно отличались друг от друга. На петербургской иконе, в целом совпадающей с московской в изображении Богоматери с Младенцем, отсутствуют изображения страждущих. Богородица представлена стоящей на луне и окруженной сиянием, что соответствует тексту Апокалипсиса о жене, облеченной «в солнце; под ногами ее луна» (Откр 12. 1). Подобные изображения были известны на Западе еще с XIV в., а в Россию пришли в XVII в., дав начало нескольким иконографическим типам («Солнечная», «Благодатное Небо» и др.). Четки в руках Богоматери и Младенца, также западная по происхождению деталь, характерная для иконографии «Rosarium» (Видение Св. Доминика), в русской иконописи встречается чрезвычайно редко. Вместо образа Отечества вверху представлено изображение Бога Отца, что позволяет избежать двойного изображения Христа (как Вседержителя и как Младенца), присутствующего на московской иконе.

Композиция московского чудотворного образа с изображением страждущих восходила к западноевропейской иконографии «Gloria» (Прославление Богоматери). В центре была изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на облаках и окруженная сиянием, по сторонам вверху два ангела с рипидами, и еще два ангела были помещены среди скорбящих. Особенность московской чудотворной иконы - в изображении святых над страждущими: слева - прп. Сергия Радонежского и свт. Феодора Сикеота, справа - прпп. Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Подбор святых указывал на патрональный характер иконы, написанной по индивидуальному заказу и именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где издревле находился придел прп. Варлаама Хутынского. Над Богоматерью было представлено изображение Отечества, под ней - картуш с текстом кондака иконе.

Иконография более поздних списков с иконы «Всех скорбящих Радосте», на которых изображались Богоматерь без Младенца в окружении страждущих, следовала композиции, появившейся в 80-х гг. XVII в. в составе клейм расширенного акафистного цикла на иконах Семена Спиридонова Холмогорца. Это изображение Богоматери, называемое «Умиление и посещение в беде страждущих», восходило к европейской иконе «Madonna Misericordia» (Милующая). Богоматерь изображалась без Младенца, с разведенными в стороны руками и в окружении разнообразных страждущих, располагавшихся в три ряда по обеим сторонам от Нее. Фигура Богородицы, держащей в правой руке жезл, была написана на белом фоне (позднее - на разноцветном) с изображениями цветов и ветвей, который символизировал рай. Появилась и новая деталь - белый плат на главе Богородицы поверх мафория.

К середине XVIII в. на этот тип, оказавшийся близким по содержанию и композиции к иконографии «Всех скорбящих радость», перешло название последней. Этот извод был широко распространен, в т.ч. в старообрядческой среде. К нему относится и известная чудотворная икона Божией Матери «с грошиками» из часовни у стеклянного завода в Санкт-Петербурге.

Чудотворные списки с иконы:


- Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками». По преданию, образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве, потомками которых он был пожертвован в часовню деревни Клочки под Петербургом, находившуюся вблизи Петербургского стекольного завода. Прославился после пожара в часовне 23 июля 1888 года, вызванного ударом молнии. Лик Богородицы просветился, а 12 медных монет из стоявшей рядом кружки для пожертвований прилепились к иконе. После этого события образ прославился многими чудотворениями. Икона имеет свое особое празднование 5 августа (23 июля по ст. ст.). В настоящее время находится в петербургском храме Пресвятой Троицы ( «Кулич и Пасха»).
- Решневская Скорбященская икона. Икона была получена в дар от странствующего монаха благочестивой вдовой Марией Савич, которая получив от иконы чудесную помощь построила ей каменный храм в селе Решнёве Кременецкого уезда Волынской губернии. В 1650 году при освящении храма по молитве матери был исцелен от паралича младенец. Икона является копией Иверской, но местными жителями именуется «Всех скорбящих Радость». Празднование иконе совершается 7 августа (24 июля по старому стилю).
- Икона из вологодской тюремной больницы. Образ принадлежал князю Андрею Вологодскому, в иночестве преподобному Игнатию.
- Икона из Богословской церкви г. Воронежа. По преданию, в царствование Петра I один воевода, проезжая по реке Воронеж мимо храма отказался от предложения адьютанта поклонится иконе сказав: «у вас все чудотворно». Поднявшаяся буря, грозившая затопить лодку, вызвала у воеводы раскаяние и желание приложится к иконе, что и было им исполнено.
- Икона из тверской кладбищенской церкви. Образ прославился в холерные 1848 и 1853 годы.
- Икона из Богоявленской церкви города Орла. До 1848 г. образ находился в Гостином Дворе, а в 1848 г., после пожара, по желанию гостинодворцев, была перенесена в Богоявленскую церковь, в которой устроен придел в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радости».

Тропарь, глас 4


К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы.

Ин тропарь (стихира), глас 2


Всех скорбящих Радосте, / и обидимых заступнице, / и алчущих питательнице, / странных утешение, обуреваемых пристанище, / больных посещение, немощных покрове и заступнице, / жезле старости, / Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: // потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 8


Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва


О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстями, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, Скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в Обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.