Приходская газета “Свято-Вознесенский листок”

Святой благоверный князь Александр Невский (В народной памяти, в рассказах современников-очевидцев, в отзывах русских историков ).

Дата:
16.12.2009

Версия для печати

Добавить на Яндекс

Загрузить в формате PDF. Размер файла: 868,08 Kb

 

 

Всегда в сознаньи долга строгом,
Он правду всей душою чтил -
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом
(народный стих)

 «Благочестивого и венценосного Александра восхвалим по достоинству его, собравшись вместе… - песнословит и хвалит Церковь благоверного князя и угодника Божия. -Во весь мир пройде слава чудес твоих, блаженне, ими же просветил еси вселенную (Канон Александру, Песнь 3)
   Св. Александр Невский после кончины сделался предметом благоговейного почитания русского народа. К его гробу притекали русские люди, прося его небесного предстательства перед Богом. Но только на Московском соборе в 1547 году положено было „пить и праздновать повсюду” новому чудотворцу.
„Как мне, худому,  грешному и недостойному, начать описание жития великаго князя Александра Ярославича, внука Всеволода!? Но видь я слышал и от отцов своих и сам был самовидец жизни его и рад поведать о святом, честном и славном житии его”- восклицает современник. 
  Вот что читаем мы в собраниях таких свидетельств (Здесь и далее использован сборник: М. Хитров. Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский).
    „О великом князе нашем Александре Ярославиче, умном, кротком, мудром, храбром,  тезоименитом царю Александру Македонскому,   подобном сильному и храброму царю Ахиллу”.
  „Расскажем   об   его  мужестве  и   житие о Господе нашем   Иисусе Христе, Сыне Божием”.
    Приточник, автор повествований исторических, говорит:  “В злохитру душу   не   внидет   премудрость, на   высоких бо краех есть, при врагех сильных приседит.
…Но хотя я и груб умом, однако, по молитве святой госпожи Богородицы и поспешением св. князя Александра  Ярославича  положу   начало.  Этот князь родился от отца благочестиваго, нищелюбца и кроткаго - от  великаго князя Ярослава и от благочестивой матери Феодосии... Воистину, его княжение совершилось по Божьему изволению, и на нем  почивало Божие благословение.
...Ростом он был выше других людей; его голос (гремел),  как труба, среди народа. Лицом он был как Иосиф   прекрасный, которого египетский царь поставил вторым (по себе) царем над Египтом...
  Сила у него - половина  силы   Самсоновой.   Бог  наделил его храбростью  римского  царя  Веспасиана,   сына   (преемника)   Неронова,  покорившаго   землю Иудейскую. (Когда Веспасиан хотел напасть на город Иотапату,  граждане, ополчившись,   вышли   и   победили   его   полки,   так что он остался  один перед врагами. Прогнав врагов до ворот и взяв город,  он с укоризною посмеялся над своей дружиной. „Оставили вы меня одного!!” Так и князь Александр Ярославич,   побеждая   других, сам оставался  непобедимым)”.
   0   посещении  Александра ливонским  магистром  Андреем  Вельвеном и поход Биргера на Новгород.
    „Некто из западных стран, из числа тех, которые называют себя „слуги Божии”, именем Андреяш, пошел, чтобы видеть Александра («хотя видети дивный возрастъ его»), подобно тому как некогда царица южская приходила к царю Соломону, желая слышать его премудрость. Так и этот Андреяш, увидав Александра Ярославича и возвратившись к своим, говорил: „Прошел я много стран и народов, но такого не встречал ни между царями, ни между князьями”...
  И вот услыхал о таком мужестве князя Александра Ярославича король римской области, из полунощной страны, и сказал: „Пойду и пленю землю Александрову”. И собрал великую силу под командованием слуги своего, ярла Биргера, и наполнил много кораблей своими полками. С большими силами явился Биргер,  пылая духом ратным!
 „Войдя  в   Неву реку   и став у  устья Ижоры,  он, ярл Биргер,   шатаясь,  как безумный,  хотел сперва взять Ладогу, а   затем-де  „заберу   и   Новгород и  всю новгородскую область”.   Надмеваясь гордостью,  он послал послов в Новгород   к   великому   князю   Александру Ярославичу с   такими речами:  „Если только ты можешь сопротивляться... так вот я уже здесь пленю твою землю”!
  Услыхав эти слова,  князь Александр Ярославич разгорелся   сердцем... Придя в церковь святыя Софии, он пал на колена пред  алтарем   и   начал молиться со слезами:   „Боже   хвальный,   Боже   праведный! Боже великий и крепкий, Боже предвечный,  сотворивший небо и землю, назначивший пределы   народам   и   повелевший жить каждому, не   заходя   в чужие  земли! (и далее словами псалмопевца): „Суди,  Господи,  обижающих меня и возбрани борющимся со мною, восприими оружие и щит и возстани на помощь мне!” Окончив молитву, он встал и поклонился архиепископу. Архиепископ благословил его и отпустил с миром.
 Великий князь вышел из церкви, отирал слезы, и начал ободрять свои полки: „Не в силах Бог, но в правде! Вспомним слова псалмопевца Давида: сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем.  Тии спяти быша и падоша”.
„И пошел на врагов в ярости мужества своего, с небольшим числом войска, - как говорит летописание, - уповая на Св. Троицу, не стал и дожидаться, пока соберутся большия войска”.
  Стало славным имя великаго князя Александра Ярославича по  странам - от моря Варяжскаго до морей Понтскаго и Хупожскаго, до страны   Тиверийской   и   до гор Араратских, по ту сторону   моря Варяжского и гор Аравийских,даже до Рима великаго!..”
  Мало кто знает о событиях на северных рубежах нашего Отечества, где Александру Невскому пришлось совершить победоносный поход на территории Финляндии и очистить её от шведов. Побежденный на Неве Биргер вынашивал план захвата наших земель и для этого оккупировал всю Финляндию. Опустошительным ураганом прошел Александр по всей Финлянской земле и по всему Приморью, освобождая этот край от чужеземцев. «Бысть зол путь, аки же не ведали ни дня, ни ночи» - говорит летописец. В сумерках, часто наощупь, приходилось продвигаться вперед. И вот, неожиданно появившись в неприятельской стране, Александр, по выражению историка «прошел по ней, как гроза Божия, из края в край»  На долгие 37 лет мы были освобождены от всякой шведской агрессии.. «Можно сказать, -пишет М. Хитров, - Новгород и его обширная часть навсегда были спасены для России благодаря подвигам Александра. Богатырь древней Руси чрез ряд веков подаёт руку богатырю новой: Петр начал с того, чем окончил Александр»
Путешествие к  Батыю.
 В то время сильный царь восточной стороны   прислал   своих  послов   к   великому   князю Александру с такою речью: „Бог  покорил мне столько народов, ты ли один не хочешь покориться державе   моей?... Если хочешь сохранить невредимой свою землю,  приди ко мне - и увидишь славу царства моего!”
   Великий  князь отправился к царю в орду. Епископ Кирилл благословил его в путь. Когда он явился к царю, Батый подивился ему и сказал своим вельможам: „Правду говорили мне, что нет другого подобного князя!” И почтил его царь многими дарами и отпустил в Русь с великою честью.
Посольство от папы
  Однажды папа прислал к в. князю Александру послов из великого   Рима. Послы говорили князю: „Так говорит папа: мы   слышали о тебе, что ты - славный и дивный князь, и земля твоя велика.  Поэтому и послали   к   тебе   из числа двенадцати кардиналов двух   мудрейших, Галда и Гемонта, чтобы ты  послушал  учения  нашего».
 Терпеливо слушал Александр послание папы Римского, лживо радевшего об интересах Руси и склонявшего русского князя под власть Рима, имевшему власть на Западе и теперь, после крестовых походов на Царьград, - и на православном Востоке. Но свежа была память грабежа, учиненного крестоносцами в Константинополе в 1204 г., какого не чинили городу турки; свежи воспоминания сражений с Римом на западных и северо-западных рубежах Руси: Псков, Юрьев, Смоленск, Новгород, Битва на Неве, Копорье, Ледовое побоище на Чудском озере…
  С трудом сдерживая гнев, выслушал князь лживую историю о кончине своего отца, Великого князя Ярослава, который будто бы, по словам послов, перед кончиной, в присутствии миссионера Плано  Карпини, переменил веру и принял католичество. Если бы такое могло произойти, Плано Карпини трубил бы об этом событии по всему миру. Но ни словом не обмолвился об этом известный римский миссионер. Молчал. Как же осмелился сам глава Церкви Римской лгать в таких вещах!..
  « Слышите, посланцы папежские и прелелстники преокаянные! - Так, по свидетельству очевидца, начал свою ответную речь благоверный князь. -... вашего учения не примем!” Достойным был ответ великого князя (см. выпуск листка №48) Послы возвратились во-свояси”.
    Последнй подвиг св.
Александра.
 „Между тем Бог продлил еще дни жизни великому князю Александру, потому что он любил чин церковный: священников, митрополитов и епископов чтил, как самого Христа, и любил всех христиан. Случилось тогда великое притиснение от поганых: сгоняли людей, принуждая воевать вместе с ними. Великий князь вознамерился отправиться в орду к царю, чтобы отмолить своих людей от беды, своего младшаго брата князя Ярослава и сына своего князя Димитрия посылал в поход со всеми полками в западныя страны. Ярослав   с племянником выступил с большими силами и взял у немцев крепкий город Юрьев (ныне Тарту). Они возвратились домой с большой добычей и с великой славой. Между тем великий князь Александр, отправившись в орду к царю Беркаю, зимовал там, потому что царь не отпускал в Русь...” Кто бы знал, каких трудов стоило Александру замирить гнев хана, двинувшего уже громаду войск своих на Русь покарать  страну нашу  за непослушание (в очередной раз избили сборщиков податей). В страшной силе был Беркей, собрал свыше 200 тысяч всадников, чтобы опустошить страну нашу, и собрать себе передовые полки смертников из русских воинов для завоевательных походов на Востоке. Но после разговора с Александром, не только отказался от похода на Русь, но и не стал пополнять свое войско новыми силами: всю орду свою развернул на юг, и ушел, не причинив нам вреда. Там,  в Орде,  и разболелся благоверный князь Александр. При возвращении на Родину он дошел до Нижнего Новгорода и, промедлив там немного, прибыл в Городец, где болезнь его еще больше усилилась”.
Кончина св. Александра.
  „Горе тебе, бедный человече! Как опишешь ты кончину господина своего? как не выпадут у тебя зеницы вместе со слезами? как от тоски не разорвется у тебя сердце? Оставить отца человек может, а доброго господина нельзя оставить, с ним бы и в гроб лег, если б можно было!”
  Великий князь Александр Ярославич, крепко ревновав о Господе Боге своем (в течение жизни своей), оставляя земное царство и возжелав небесного, восприял ан-гельский образ иноческаго жития, сподобившись высшего чина схимы, в 14 день месяца ноября.
   Митрполит Кирилл, совершавший литургию, сказал, обратившись к народу: «Чада моя милая! Знайте, что закатилось солнце земли русской».
  Столь высокая личность, как св. Александр Невский, оставивши своей деятельностью глубокий след в жизни русского народа, не могла не оставить   следов   и   в   народном   творчестве.  Мы знаем, что Св.  Александр не побеждал татар на поле брани, тем не менее историческая заслуга св. князя народным чутьем оценена верно:   св.  Александр превозмог варваров превосходством нравственным, своими самоотверженными подвигами заложив будущее освобождение русского народа от тяжкого ига и дальнейшее торжество его над варварами.
Как и двинулось погано племя
От севера на юг,
Как сжигали-разбивали
Грады многие,
 Пустошили--- полонили
Земли русския,
Добрались-то они
до святого места
 До славного до Великого
 Новограда.
 Но в этом--то граде
жил христианский народ;
 Он молил и просил
О защите Бога Вышняго.
И вышел на врагов
Славный Новгородский князь,
Александр Невский.
Он разбил и прогнал нечестивых
Возвратившись со войны
 Во иноки он пошел;
Он за светлость своей жизни
Угодником Бога стал.
 И мы грешнии народы
Притекаем к нему:
Ты, угодник Божий,
Умоляй за нас Бога Вышнего,
Отгоняй от нас „врагов пагубных,
И мы тебя прославляем:
 „Слава тебе, благоверный
 Александре, от ныне и до века”!
(Калеки перехожие. Сборник.)

Св. Александръ Невский в суждениях и отзывах русских историков.

„Истинныя заслуги никогда не умирают, но живя в признательности всеобщей, переходят из рода в род”.(Из указа Императора Александра I).
Кн. Щербатов: „Сей государь исполнен был всеми добродетелями, был храбр на брани,.. тверд в предприятиях своих,.. любитель правосудия, ненавистник всякаго междоусобия, истинный друг своим ближним, не взирая на некоторый учиненный оными противу его державы предприятия, и отец своим; бодрость в правлении, что, не взирая на тогдашнее разорение России, нашел способ себя учинить почтенна татарам и страшна немцам, шведам и литовцам. Церковь же российская, почитая добродетели сего государя, в число святых его вместила.
  Карамзин. Описавъ горесть народа по случаю кончины Александра Невского, историк продолжает: „Что может прибавить суд историка в похвалу Александра, к сему простому описанию народной горести, основанному на известиях очевидцев? Добрые россияне включили Невского в  лик своих ангелов-хранителей, и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику отечества, разные благоприятные для России случаи: столь потомство верно мнению и чувству современников в рассуждении сего князя! Имя святого, ему данное, гораздо выразительнее великого, ибо великими называют обыкновенно счастливых, Александр же мог добродетелями своими только облегчать жестокую судьбу России, и подданные, ревностно славя его память, доказали, что народ иногда справедливо ценит достоинства государей и не всегда полагает их во внешнем блеске государства. Самые легкомысленные новгородцы, неохотно уступив Александру некоторые права и вольности, единодушно молили Бога за усопшаго князя, говоря, что „он много потрудился за Новгород и за всю Землю Русскую”.
  Соловьев. „Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым виднейшим лицом   в нашей  древней истории от Мономаха до Дмитрия Донскго”.
 Беляев.  „Трудясь для блага России, стараясь защитить   и  успокоить отечество, он не давал себе покою и, отягченный непомерными трудами, умер во цвете лет”. 
  Арцыбашев. „Этот государь (проименованный Невским) трудился много для России, не щадя жизни своей”.
  Костомаров. „XIII век был периодом самаго ужаснаго потрясения для Руси... Задачею политическаго деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущия времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века.
Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский.  Так нужен был Александр, ясно понимавшей, что сопротивляться было не время, что лучшее спасение в благоразумной уступчивости, что более можно было выиграть политикою, умевши ладить с татарами и тем спасший русскую землю”. 
 Иловайский. „Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к её завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливавшиеся отношения. В качестве великого князя, он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу  от страшных погромов, но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с  варварами и удерживать их в отдалении от Руси... То был блистательный представитель великорусского типа...”

Все новости раздела