Статьи, Пресс-релизы

Изготовление иконостасов: традиции и современность

Иконостас – это первое, что замечает человек, входя в храм. При одном только взгляде на лики святых и библейские сюжеты душа наполняется умиротворением и верой.

Если подходить к определению иконостаса с прагматической точки зрения, то это перегородка между основным помещением храма и алтарем, местом где священнослужители совершают таинства. Изначально эта перегородка служила двум целям: чтобы священнослужители не отвлекались во время проведения обрядов на прихожан и чтобы прихожане не профанировали таинства божественных обрядов. Следует отметить, что иконостасы присущи традициям Восточной православной церкви, на Западе таких конструкций нет. Первые перегородки были просто узорчатыми решетками метровой высоты, но, по словам священнослужителей, не имеет значения, из чего данная перегородка – хоть из кирпичей, досок. Это – символ границы между мирами, видимым и невидимым, человеческим и божественным. Но разделяя, иконостас одновременно и объединяет, наполняя сердца покоем и верой. Он позволяет прихожанам увидеть Слово Божье во всей полноте.

Из чего состоит иконостас

Самым распространенным видом иконостасов в современных российских храмах является пятиуровневый.

Стили, оформление, даже архитектура перегородок от храма к храму могут значительно отличаться друг от друга. Но есть правила, которым подчиняется изготовление иконостасов:

  • Распятие всегда расположено на самом верху, это венец всей истории взаимоотношений человека и Бога;
  • Каждый ряд (чин) олицетворяет свой этап. Стоит отметить, что количество чинов необязательно пять, может быть и три и семь;
  • Образы Христа и Святой Троицы всегда располагаются в центре;
  • Центральная икона определяет тематику чина, по ней проще всего определить, что это за ярус;
  • Кроме Иисуса и святой Троицы на каждом ярусе обязателен образ Богородицы, причем на каждом ярусе, в зависимости от того, что это за чин, она может выглядеть по-разному.

Чины иконостасов

Нижний, или местный включает в себя, кроме икон обязательных святых, лики наиболее почитаемых в данной местности великомучеников или канонизированных священнослужителей родом из данной местности (почему ряд и получил свое название). Кроме икон, данный ряд включает в себя двери: Царские и диаконские врата. Царские расположены в центре, диаконские по бокам – на севере и юге.

Ряд нового завета или праздничный – это иконы, изображающие основные события, описанные в Новом Завете, которые стали праздниками в современных традициях русской православной церкви.

Деисусный ряд вселяет в верующих надежду, это ряд заступничества Спасителя перед грозным ликом божиим.

Второй ряд – Знамение Богородицы о появлении спасителя и наконец первый, верхний ряд – лики праотцов с иконой Ветхозаветной троицы в качестве центральной.

Материалы для изготовления

Основным материалом для изготовления иконостасов традиционно является натуральное дерево. В зависимости от достатка прихода используются ценные породы дерева, сосновый брус или даже МДФ. Однако в последнее время для изготовления перегородок используется так же фарфор. При кажущейся хрупкости фаянс оказался вполне подходящим материалом. Он выглядит абсолютно по-другому, более воздушно и рельефно. И хотя дереву с помощью современных материалов можно придать множество текстур (вплоть до камня), изготовление иконостасов из глины открывает совершенно новые горизонты.

Так же в изготовлении и украшении церковных перегородок используются гипс, стеклопластик, сусальное золото, краски, грунты и лаки высокого качества, ведь иконостасу предназначено служить не один десяток лет!

Процесс изготовления

Даже если иконописная мастерская предлагает готовые проекты церковных перегородок, каждый иконостас неповторим и по-своему уникален. Даже при сохранении общей формы стандартного образца, в деталях проекты могут отличаться.

При проектировании иконостаса учитывается множество деталей:

  • Общий архитектурный стиль конкретного храма;
  • Внутреннее убранство;
  • Церковная утварь.

Кардинальные отличия могут скрываться уже в местном чине, поскольку даже у относительно рядом стоящих храмов могут быть совершенно разные почитаемые святые. Свои детали в проект иконостаса могут вносить лепнина, резные деревянные детали и многое другое.

Проект иконостаса желательно т разрабатывать на этапе строительства церкви , поскольку это один из основных элементов храма и видение строителей и проектировщиков здания может существенно отличаться от пожеланий и видения отца-настоятеля.

Как правило, мастерская предлагает отцу-настоятелю не один, а несколько проектов иконостаса. Какой будет наиболее органичен? Какой будет наиболее соответствовать храму? - выбирать владыке.

После утверждения проекта начинается работа над иконостасом. Это процесс небыстрый, так как используется по большей части ручная работа. Иконы расписывались и будут расписываться вручную.

А вот для изготовления точеных деревянных изделий все чаще применяются современные станки и ЧПУ. Это позволяет значительно сэкономить время и улучшить качество деталей.

После изготовления мастерская производит монтаж иконостаса.




Дата публикации: 06/05/2020

Все новости раздела