Статьи, Пресс-релизы

Хранительница семейного очага — икона из серебра

Хранительница семейного очага — икона из серебра

Современные молодожёны всё чаще прибегают к великому таинству венчания, чтобы вверить судьбу своей семьи воле Всевышнего. Супруги возвращаются из храма домой, уходят гости, отпраздновав событие, и в доме с молодыми остаются две иконы, так называемая «венчальная пара». Эти образы будут находиться вместе с создавшейся семьёй многие годы, как зримое напоминание об их клятве друг перед другом, данной перед лицом Господа. Часто венчальные иконы создаются из серебра. Мы поговорим сегодня об истории их возникновения и современных способах изготовления.

Из глубины веков

Традиция украшать иконы серебром появилась ещё в древней Византии. Сначала это были так называемые оклады, когда слой серебра скрывал небольшую часть изображения, служа фоном для основного рисунка. Впоследствии оклад усложнялся, параллельно увеличиваясь по площади. Со временем серебряное «поле» стало закрывать не только фон иконы, но и являясь, в сущности, одеждой для святых, нарисованных на образе. Свободным от серебра оставались только лицо да руки. На Руси такой оклад получил название «ризы» — одежды, и с тех пор это слово стало синонимом оклада. Икона в ризе стала называться серебряной.

Развитие техники серебряных окладов

Создание окладов давно превратилось в настоящий вид искусства, претерпевший несколько этапов развития, разработавший собственные технологии.

Основные его этапы следующие:

Период басманного оклада.

  • Сформировался и достиг на Руси пика развития в XVI — XVII веках. Его техника состоит в том, что на небольших серебряных листах вручную набивался рельефный орнамент, для чего использовалась матрица, обычно деревянная. Листы с узорами впоследствии крепили к иконе крохотными гвоздиками. При этом серебро закрывало относительно небольшую часть образа.

Период чеканки в стиле барокко.

  • Оклад усложняется и увеличивается в размерах, превратившись в одежды святых — ризу. Сам узор заметно усложняется, его по-прежнему наносят вручную, используя специальные инструменты. Барочная сущность периода проявляется в том, что рисунок ризы имеет много дополнительных украшений: завитков, пейзажных элементов, сложных узоров. Одежды святых прорабатываются со всей тщательностью, присущей скульптурным фигуркам. Богатство деталей ризы становится главной целью художника.

Период классицизма.

  • Он совпал с открытием в Российской империи больших залежей серебра. Металл становится более доступным, а развитие механики позволяет использовать в изготовлении икон из серебра не только ручной труд. В технологию процесса внедряют вальцовку и штамповку, материалом служат уже не листы серебра, а тонкая фольга. Этот период начался в середине XVIII века, но пика достиг столетием позже. Подобная техника позволила существенно удешевить цену изделий, икона из серебра перестала быть редкостью.

Современный период.

  • Метод гальванопластики. Вальцовка и штамповка применяются в создании образов из серебра до сих пор, как не забыта, например, и чеканка. Но массовое производство основывается сейчас на технике гальванопластики. Не вдаваясь в подробности, скажем, что его суть заключается в напылении тонкого слоя серебра на подготовленную медную основу. И медь, и серебро напыляют на специальную матрицу из особого воска. Весь процесс происходит в ванной с электролитом, куда подводят электрический ток. Преимущества метода — в массовости, быстроте, простоте выполнения. При этом рисунок ризы может быть самым сложным, не уступающим лучшим образцам периода барокко. Расход серебра минимальный, ведь толщина его слоя не превышает 20 микрон. Ко всему прочему, гальванопластика позволила ещё больше снизить стоимость серебряных икон, и сейчас они стали доступны даже людям со средними доходами.

Венчальная икона — свидетельница супружеской клятвы

Святые образа имеют разное предназначение. Среди множества икон — венчальные занимают особое место, их называют ещё «венчальной парой». Как правило, они изображают Спасителя и Богородицу. В русской православной традиции икону Спасителя дарили жениху его родители, а Богородицу получала в дар невеста от своих отца и матери. Эту особую пару икон устанавливают в восточной части дома, обязательно так, чтобы Богородица оказалась слева от стоящего перед ней человека.
В наши дни нередко получается так, что в доме родителей нет венчальных икон, ведь страна пережила долгий период безбожной власти. Но мы уже упоминали, что икона из серебра доступна даже для семей с обычным достатком. Потраченные на такую покупку деньги окупятся стократ, ведь молодая семья получит зримый символ своего совместного духовного единения! Молясь перед этими образами, или просто глядя на них, супруги будут невольно вспоминать бессмертные слова: «…там, где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я среди них».

По материалам сайта ikonna-lavka.com.ua.




Дата публикации: 06/02/2018

Все новости раздела