Статьи, Пресс-релизы

Русская музыка XIX века

XIX век - это время расцвета особого направления в искусстве, так называемого романтизма. Романтизм выступал против классицизма, основанного на подражании античным произведениям искусства. Романтизм в противовес классицизму обращается к национальному своеобразию, воспевает идеальные чувства и романтических героев.

Основоположником русской классики в музыке, создавшим новый язык в музыке, оказавшим огромное влияние на последующую плеяду великих русских композиторов, является Михаил Иванович Глинка. Его основная заслуга в том, что именно он первым обратился к народным мотивам и создал национальную композиторскую школу, отойдя от традиций итальянских и французских опер.

Естественно, публика не была готова к таким кардинальным переменам, поэтому поначалу произведения Глинки вызывали неоднозначную реакцию публики, а порой встречали жесткую критику. Так, например, произошло с оперой “Руслан и Людмила”.

Тем не менее, благодаря творчеству М.И. Глинки, его операм, романсам, русская музыка приобрела мировую известность.

Во второй половине XIX века наступает расцвет русской музыки или так называемый классический период. В это время открываются консерватории и бесплатные музыкальные школы, создаются музыкальные общества, ведется работа по поддержке молодых дарований, искусство, и в частности музыка, опекается государством и частными благотворителями.

Все это приводит к всплеску в музыкальной среде и появлению великих композиторов и исполнителей. Среди таких титанов, в первую очередь, выделяется гениальная личность Петра Ильича Чайковского.

Несмотря на то, прожил этот великий композитор не так долго (он умер в 53 года), а биография Чайковского довольно трагична, он оставил огромное количество удивительных по своей красоте сочинений: опер, балетов, сюит, симфоний, концертов и фортепианных произведений.

Революционные идеи, царившие в это время в обществе, нашли свое отражение в музыке композиторов, объединенных общей идеей народничества и создавших собственный кружок, который впоследствии получил название “Могучая кучка”. Именно идеи духовного богатства народа, его национального духа и величия нашли отражение во многих произведениях Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина. Так, например, эти настроения ярко переданы в содержании оперы Князь Игорь, Снегурочка, Хованщина, Борис Годунов.

Интерес к собственной истории, поиск национальной самоидентичности проявился не только в музыке, но и в культуре в целом, что послужило стремительному подъему русской культуры и высокой оценке ее в европейском обществе.




Дата публикации: 13/06/2018

Все новости раздела