Публикации

Начало часть 1. Продолжение — часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.

Часть 2. Алапаевск — станция Межная

14 сентября мы приехали в Алапаевск в Свято-Троицкий кафедральный собор, где был назначен сбор участников Симеоновского крестного хода.

Мы — это отец Алексий, настоятель храма святой великомученицы Параскевы Пятницы из с. Савино, Николай, Ольга, Елена и я. Нас встретил организатор крестного хода Олег Морозов. Батюшку он знает много лет, поэтому встреча для них была особенно тёплой. До начала молебна было ещё немного времени, поэтому мы сначала сдали в передвижную камеру хранения свои большие рюкзаки и сумки, оставив при себе маленькие рюкзаки. Потом пошли к памятнику святой мученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, которая была убита большевиками в Алапаевске 18 июля 1918 г.

Величественный памятник стоит на площади возле собора. Великая княгиня стоит на высоком постаменте в монашеском одеянии, в левой руке держит крест и цветы, а правой рукой благословляет всех.

Памятник преподобномученице Елизавете

Затем в соборе отслужили молебен перед Августовской иконой Божией Матери. Прихожане собора накормили нас вкусным полноценным обедом.

В сопровождении экскурсовода мы посетили склеп, который находится справа от собора уровнем ниже. В июле 1918 г. после того, как из шахты были извлечены тела замученных и убиенных великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, а также тела князей Романовых, они были помещены в этом каменном склепе. Мы помолились, приложились к иконе св. Елисаветы, пропели тропарь, величание.

До вечернего богослужения шла регистрация участников крестного хода. Они постепенно прибывали к месту назначения — в Троицкий собор. Забегая вперёд, скажу, что мне дали послушание регистрировать прибывающих участников крестного хода и каждому вручить ламинированную иконку на верёвочке. На иконке изображены святой праведный Симеон Верхотурский и святая великомученица Екатерина, сверху надпись «Екатеринбург», а снизу — «Верхотурье». На обороте иконки напечатаны тропари этим святым. Всё верно ведь крестный ход должен был начаться от Екатеринбурга, просто нынче из-за пандемии разрешили идти только от г. Алапаевска.

Следить за моментом встречи было особенно приятно, так как многие крестоходцы знали друг друга и при виде знакомых лиц крепко пожимали друг другу руки, обнимались и сильно радовались. Вместе с ними радовалась и я, хотя никого из них не знала, притом я усиленно пыталась запомнить имена, фамилии и названия населённых пунктов — кто, откуда приехал. Пока что это у меня получалось не очень хорошо. Ещё бы — сразу столько новых людей — попробуй, запомни. Как же я была рада, что уже знакома хотя бы с Николаем, Ольгой, Еленой, особенно с отцом Алексием. Не зря ведь я неделю до крестного хода жила в с. Савино, они для меня стали совсем как родные. Да что там, Олег и Елена Морозовы тоже были уже как родные — ведь это они меня заботливо посадили в электричку и отправили к о. Алексию.

К 17 часам мы пошли в храм св. вмц. Екатерины на всенощное бдение.

На фоне храма вмц. Екатерины

После службы так же вернулись пешком обратно в собор. Вечером в соборе Олег Викторович провёл небольшой инструктаж перед началом крестного хода — объяснил как вести себя, как будет проходить крестный ход, и предложил распределить обязанности. Мы все расселись кругом и, учитывая возможности каждого участника, стали озвучивать и предлагать посильные послушания на время пути. Многие сами предложили свои кандидатуры. Для меня это было новое явление. Я бывала во многих крестных ходах, но такого распределения не видела нигде. Сразу подумала о том, что этот крестный ход, видимо, особенный, непростой, и правильно делают, что готовятся к нему заранее, чтобы всё прошло чинно, важно и организованно. Понятное дело — ведь нам предстоит вместе пройти 180-190 км за десять дней, а если бы не сократили маршрут, то шли бы все 18 дней, преодолевая 370 км.

Перед нами был целый список с «должностями». Ответственный за фонарь должен следить за свечой в фонаре и более того, от него зависит скорость движения крестного хода: надо идти так, чтобы все успевали и в то же время нужно укладываться в расписание движения. Те, кто отвечает за хоругви, должны идти ровно сразу за фонарём. По прибытии на привал или на ночлег должны следить за аккуратным размещением фонаря и хоругвей в определённом надёжном месте. То же самое касается тех, кто несёт иконы.

За хоругвями идут попарно с иконами Божией Матери, прав. Симеона Верхотурского с частичкой мощей, вмц. Екатерины. Участники с опытом клиросного служения несут послушание на клиросе, ещё у них в рюкзаках находятся листы с текстами тропарей, кондаков, величаний, акафистов, чтобы по прибытии в определённые места, где находятся храмы или места разрушенных храмов смогли провести полноценный молебен.

Ответственные за питание своевременно доставляют горячее питание, накрывают на стол, после трапезы убирают продукты, разовую посуду, мусор. Один из участников крестного хода несёт медикаменты на разные случаи жизни. Кто-то следит за порядком и чистотой, кто-то моет полы. Мужчинам дали «должности» грузчиков, чтобы вовремя собирать и грузить вещи в передвижную камеру хранения, а также выгружать их на месте ночлега.

Кроме регистрации участников мне было велено завести списки о здравии с именами крестоходцев и всех благодетелей, которые будут помогать крестному ходу. Так же завели списки об упокоении. Туда вписали имена бывших почивших крестоходцев. Как это здорово, что они следят за своими и помнят их. Особенно мне запомнилось имя крестоходца Сергия, который как-то зимой решил пешком добраться до прав. Симеона Верхотурского и… замёрз. Нашли его только весной, когда сошёл снег. Царство им всем Небесное!

После ужина и вечернего молитвенного правила разместились на ночлег на полу в соборе, подложив под себя ковры и поверх ковров — свои туристические коврики. Спали, как всегда, в спальных мешках.

Утром 15 сентября в день памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских мы причастились на Божественной литургии в храме вмц. Екатерины. Службу вёл епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид, уроженец г. Алапаевска. Узнав о том, что я прибыла на крестный ход на Урал аж из Татарстана, он подарил мне красочно оформленную книгу «Маяк духовный», автором которой является он сам.

В книге излагается история появления поселения на месте будущего города Алапаевска, распространения Православия в регионе, а также появления в городе Екатерининского храма, единственного действующего храма в советские годы на территории обширного Алапаевского района, формирования и развития прихода с 1792 года по наши дни. Представлены биографии священно- и церковнослужителей, описаны наиболее почитаемые святыни храма, обширный фотоматериал.

Я была очень приятно удивлена, тронута и безмерно благодарна за такой неожиданный дорогой для меня подарок, да ещё с подписью от автора.

После Литургии телеканал «Союз» снял сюжет о начале крестного хода. Владыка Леонид благословил участников и произнёс тёплые напутственные слова к началу Симеоновского крестного хода.

После обеденной трапезы крестный ход выдвинулся из Свято-Троицкого кафедрального собора в своё долгое десятидневное шествие.

В г. Алапаевске мы посетили ещё и женский монастырь в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Помолились прямо на улице, пропели тропари и величания. При выходе с территории монастыря телеканал «Союз» снял ещё один небольшой сюжет, как бы провожая крестный ход из г. Алапаевска.

Далее наш путь лежал по старой дороге через поле и лес в мужской монастырь Новомучеников и исповедников Российских на станции Межная.

Пока шли по лесу, начал накрапывать дождь. Ответственные за иконы быстренько обернули их пищевой плёнкой, чтобы иконы не мокли и не портились от влаги. Во время привала желающие вместе с батюшкой посетили святой источник, помолились, набрали с собой воды.

Вскоре мы дошли до монастыря, пройдя в этот день всего лишь 11 км. Это специально было так задумано организаторами, чтобы паломники могли постепенно втянуться в ритм движения крестного хода.

Дождь всё лил, но мы не спешили спрятаться от него — посетили Нижнеселимскую шахту — место мученичества великой княгини Елисаветы, инокини Варвары и князей Романовых, прошли крестным ходом вокруг неё.

Возле огромного Креста рядом с шахтой отслужили литию по убиенным новомученикам Российским.

Лития возле шахты у Креста

Затем нас разместили на ночлег на втором этаже кирпичного здания в большом зале с камином. Здесь были расставлены столы для трапезы и скамейки. Несмотря на наличие дождевиков, мы все изрядно промокли от дождя, поэтому по очереди грелись и сушились возле камина. Время от времени подкидывали туда дрова. Везде, где только была возможность, поближе к камину были расставлены кроссовки, сапоги для просушки, а также на палках и верёвках развешены одежда, носки. Во время ужина по благословению отца Алексия мы поближе познакомились друг с другом. Каждый вставал и говорил: как его зовут, откуда и с какой целью приехал на крестный ход. Беседа получилась довольно интересной: выяснилось, что собрались здесь со всего Урала, из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Тюмени, Перми, Самары, Татарстана, Республики Марий Эл.

К тому же надо добавить, что к Симеоновскому крестному ходу примкнул крестный ход «Святая Русь» с Годеновским Крестом — резным деревянным изображением распятого Иисуса Христа, длиной три метра и весом 75 кг, известным своим свойством исцелять от различных недугов. Среди православных верующих Он считается одной из чудотворных святынь. С этим Крестом пройдены многие тысячи километров по всей Руси. И вот теперь они идут с нами определённый участок пути.

В 21 час все пошли в храм на вечернее правило — молились вместе с монахами, пропели акафист Иисусу сладчайшему.

16 сентября подъём в 5 часов утра, затем утреннее правило в храме, тоже вместе с монахами. После завтрака отправились в дальнейший путь. Мне дали икону Владимирской иконы Божией Матери (размером примерно 30 на 40 см), чтобы нести её в крестном ходе.

Продолжение  часть 3.

(К)