Православные новости Набережных Челнов

В этом году ровно 140 лет исполняется Свято-Вознесенскому собору Набережных Челнов, строительство которого было завершено в 1882 году. В этом же году 29 декабря по старому стилю (1 января — по новому) был освящён и первый придел в честь великомученика Димитрия Солунского — святого покровителя известного благотворителя, елабужского купца Дмитрия Ивановича Стахеева, стараниями которого храм был построен.

Ныне Вознесенский собор, а в народе — Боровецкая церковь (по названию села), является одним из немногих сохранившихся в Набережных Челнах зданий дореволюционной эпохи, и одним из двух старинных городских храмов, которые пережили годы гонений на Церковь (ещё один старинный храм автограда  — храм святых бессребреников Космы и Дамиана, или Орловская церковь, который был построен на несколько десятилетий раньше).

История прихода Боровецкой церкви уходит корнями в далёкий XVII век, когда первые елабужские переселенцы высадились на пустынном левом берегу Камы — примерно в районе нынешнего храма в честь преподобного Серафима Саровского и Элеваторной горы. Позже, недалеко от первого челнинского поселения возник небольшой Казанско-Богородицкий монастырь, приписанный к Казанской Седмиезерной пустыни, монахам которого были дарованы земли на берегу реки Шильны, где в 1647 году, во времена царствования царя Алексея Михайловича Романова, и появились первые дома будущего села Боровецкое.

Первый деревянный храм в честь Вознесения Господня был возведён здесь в XVIII веке, и уже на страницах атласа Российской Империи времён императрицы Екатерины II можно найти Боровецкое с указанием, что здесь уже есть действующая церковь. К началу XIX столетия деревянная храмовая постройка изрядно обветшала, и на её месте в 1828 году возвели уже каменную церковь, которая, однако, простояла недолго, и уже в 1872 году на этом святом месте началось строительство третьего по счёту храма, который и сохранился до наших дней.

Село Боровецкое на карте XVIII века

Новый трёхпрестольный храм в русско-византийском стиле был построен по проекту знаменитого русского архитектора Константина Тона. Основным благотворителем этого строительства выступил известный елабужский купец Дмитрий Иванович Стахеев. Само строительство началось в 1872 году и продолжалось десять лет.

Новый большой собор посещали и знаменитые архипастыри. Стоит отметить, что до двадцатых годов прошлого века Боровецкое входило в состав Мензелинского уезда Уфимской губернии, и потому архиереи сюда приезжали, конечно же, уфимские. Так первый придел в честь святого Димитрия Солунского в 1882 году, вероятно, был освящён приезжавшим сюда в это время епископом Уфимским и Мензелинским Никанором (Бровковичем) — известным проповедником, церковным писателем, ученым, который позже стал ректором Казанской духовной академии. Последним же был освящён придел в честь Воздвижения Креста Господня, и это освящение совершил тоже известнейший архипастырь — епископ Дионисий (Хитров), знаменитый миссионер, просветитель народов Якутии, который был ближайшим сподвижником святителя Иннокентия (Вениаминова). О посещении храма преосвященнейшим Дионисием в 1889 году была составлена путевая заметка, опубликованная в «Уфимских епархиальных ведомостях», и текст этот сохранился до наших дней.

Слева на право: епископы Дионисий (Хитров) и Никанор (Бровкович)

Шли годы, население села росло, служили и отходили ко Господу настоятели храма, на их место приходили новые священнослужители, и духовная жизнь в селе продолжалась. Одной из важных для прихода находок последнего времени стало обнаружение осенью 2021 года на старом Боровецком кладбище могилы иерея Филиппа Ивановского, который был настоятелем Боровецкой церкви ещё до строительства нового здания храма, и отошёл ко Господу в далёком 1870 году. Непростая, но мирная жизнь сельчан тоже шла своим чередом: рождались новые христиане, жили, обзаводились семьями и отходили в вечность в свой час (огромное количество дореволюционных метрических книг Боровецкого храма с записями о Крещениях, Венчаниях и отпеваниях ныне находится в Государственном архиве Республики Татарстан, и хранит в себе историю прихода). Так продолжалось до 1917 года…

Высадка красноармейского десанта на челнинской пристани

Годы Революции и Гражданской войны не прошли бесследно для прихода Свято-Вознесенского собора. Дело в том, что тогда, когда в России буквально брат шёл с оружием на брата, Мензелинский уезд стал местом борьбы за хлеб между Красной и Белой армиями. Село Боровецкое много раз переходило из рук в руки, и каждый раз победители чинили жестокие расправы над приверженцами своих противников. Так белогвардейцами был жестоко казнён раненый командир полка Красной армии Онисифор Михайлович Наумов, безоружный, вернувшийся к матери в родной дом, для восстановления здоровья. А потом уже матросами-красноармейцами была расстреляна супруга псаломщика храма Елизавета Юновидова — её убили за то, что сын её воевал за белых. Эту женщину тогда расстреляли, а детям в дом бросили гранату… И таких жертв обеих противоборствующих армий было очень много среди прихожан, и всех их, невзирая на политические взгляды, отпевал настоятель Вознесенского храма протоиерей Сергий Запекшин, следы которого также в итоге потерялись где-то на дорогах Гражданской войны.

Елизавета Юновидова

Вслед за временем братоубийственной брани наступили годы гонений на Церковь со стороны новой власти. Свои исповедники веры были и в Боровецком. Так 5 апреля 1931 года был арестован настоятель собора священник Владимир Тронов, выпускник Елабужскоо духовного училища, бывший диакон Никольского храма села Бережные Челны. Священник был осуждён на десять лет лагерей, и, по воспоминаниям родных, погиб на строительстве Беломорканала. Вместе с батюшкой в лагерях оказалось ещё 11 самых активных прихожан.

Священник Владимир Тронов с семьёй

После ареста отца Владимира храм недолго простоял пустым, и новым настоятелем здесь стал священник Аркадий Чистяков, родной брат супруги настоятеля Ильинского храма села Мысовые Челны отца Александра Скворцова, который был арестован безбожниками и скончался в Свияжской колонии от голода. После ареста родственника отец Аркадий примерно в 1939 году отказался продолжать служить в храме, и богослужения здесь прекратились почти на полвека. Храм был разграблен, иконы уничтожены, колокола сброшены на землю и разбиты ради металлолома, купол колокольни разрушен.

В годы запустения в соборе находилось зернохранилище и мельница, и местные жители, работая здесь, ещё очень долго могли видеть остатки росписей. А тем временем, немногие челнинские верующие продолжали собираться по домам и тайно молиться Господу Богу.

Новая жизнь прихода началась в 1981 году, когда сельчане смогли, наконец, открыть в Боровецком молельный дом в четь Покрова Пресвятой Богородицы, который устроили в обычном сельском домике, приобретённом на средства прихожан. В этом же году первую службу здесь на праздник Успения Пресвятой Богородицы возглавил будущий митрополит Казанский и Татарстанский, а тогда игумен, Анастасий (Меткин).

Митрофорный протоиерей Александр Кормышаков

Также с 1981 года настоятелем прихода стал протоиерей Александр Кормышаков, который прослужил в Боровецком 23 года, до самой своей кончины в 2004 году. Именно при этом заслуженном пастыре в 1989 году здание собора было возвращено Церкви, а в 1990 году на Рождество здесь состоялась первая после пятидесяти лет запустения служба. Сам отец Александр был похоронен за алтарной стеной собора, и здесь, в день его кончины ежегодно служится панихида.

Пасхальная служба в соборе, наши дни

Ныне храм отреставрирован, у него появились новые иконостасы, новые колокола и купола, в соборе каждый Божий день совершается Литургия. И самое главное — возрождённый храм, ныне празднующий своё 140-летие, вновь стал духовным домом для многих и многих поколений челнинцев.

(Р)