Комментарий дня

«Во время поста мы должны подвизаться подвигом молчания…»

Дата: 29.03.2016

Автор: Иерей Роман Храмутичев

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7800

Проповедь настоятеля Никольского собора города Мензелинска иерея Романа Храмутичева во вторую Неделю Великого поста

Вот и закончилась вторая неделя Великого поста. И мы совершаем память святителя Григория Паламы — святого, бывшего покровителем великих молчальников, молитвенников и подвижников. Почему же в дни Великого Поста Святая Церковь чтит память этого угодника Божия? Потому, что так Церковь нам напоминает о том, что во время поста мы тоже должны подвизаться подвигом молчания, избегая пустой болтовни.

Святые угодники, которые подвизались и подвизаются в наше время в молчании — это преподобные отцы, удалившиеся от людей и мирской суеты. Они удаляются от мира для того, чтобы в тишине сердца созерцать Бога и жить по воле Божией.

Мы идём по жизни так, как будто бежим какой-то кросс — всё бежим куда-то, пытаемся всё что-то успеть, всё куда-то торопимся, всё мы в какой-то суете, в житейских попечениях, и из-за этого забываем об истинной цели нашей жизни. Зачастую даже находясь дома, в тишине мы чувствуем себя как-то не так, не комфортно — чувствуем, что с нами происходит что-то «не то». Мы отвыкли от тишины, которая должна быть у нас. Тишина сердца…

Но когда же эта тишина может для нас наступить? Для христианина эта тишина должна наступать во время ежедневных молитвенных правил. Эти молитвенные правила — время тишины — время тишины общения с Богом и созерцания самого себя — созерцания своей греховности, своей болящей, болеющей души.

В молитве Великого Поста, которую все уже неоднократно слышали, говорится: «Положи ограждение устам моим». Именно так мы молимся и просим Господа, чтобы Он нам помог избежать многословия и суеты, потому, что, к сожалению, сами мы можем остановиться только тогда, когда жёсткой рукой нас от этого суетного бега останавливает болезнь. Только тогда, лежа на одре, мы начинаем задумываться и спрашивать себя: «А зачем я живу? А зачем я всё это делаю? Куда я тороплюсь? И куда я так бегу?»

Только когда Господь нас так вот останавливает, мы начинаем задумываться. Или же, всё-таки, не стоит нам ждать этого часа? Лучше бы самим уделять время утром и вечером (как того просит и требует Святая Церковь) для молитвенного правила, и в эти минуты созерцать Бога и раскаиваться перед Ним в своей греховности — с сокрушением сердца, не спеша, не занимаясь высокоумствованием и многословием в молитве. Мы же зачастую даже это молитвенное правило читаем торопясь: «Нет, не буду полностью правило читать — почитаю молитву последнюю. Некогда мне!»

Когда настанет последний час нашей земной жизни, то Господь нам точно так же скажет: «Мне некогда с тобой разбираться — у Меня здесь святые угодники стоят». Но мы же этого не хотим? Мы же хотим как можно ближе приблизиться к Богу. И Святая Церковь нам всё даёт для этого: «Берите только, идите (а не бегите), исправляйтесь. Всё вам для этого дано — и силы, и возможности, и богослужения, и молитва! Если вы остановитесь от суеты, то будет с вами тишина».

Все мы с вами согрешаем многословием — все до единого. Будем же молить святого угодника Божия святителя Григория Паламу, чтобы он, как и в те древние времена, был покровителем молчальников, подвижников и молитвенников, чтобы он и нам помогал в эти дни поста и в течение всей нашей жизни не грешить многословием, не грешить житейской суетой. Будем же вспоминать слова Херувимской песни: «Всякое ныне житейское отложим попечение».

(Р)