Комментарий дня

«Не столько воздержание в еде, сколько наши сердца, исполненные раскаяния, нужны Господу…»

Дата: 28.01.2018

Автор: Иерей Евгений Лазарев

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 5061

Проповедь настоятеля Казанско-Богородицкого храма города Мензелинска иерея Евгения Лазарева в Неделю  о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры! Сегодня первая подготовительная неделя к великому посту. Неделя о мытаре и фарисее. В евангельском чтении все мы сегодня слышали притчу о двух людях, вошедших в храм. Один из них, учитель и хранитель закона, войдя в дом Божий встал на центральном месте и, молясь, благодарил Бога за то, что он не такой как прочие. За то, что он не насильник, не разбойник и не прелюбодей. За то, что постится дважды в неделю и жертвует десятую часть всего приобретённого им на храм и помощь нищим. Другой, встав в углу на коленях, лишь молил Бога быть к нему милостивым.

Как часто, дорогие мои, мы, слыша эту притчу, порицаем фарисея и одобряем мытаря... И Господь говорит, что мытарь вышел более оправданным, чем фарисей. Как же так? Ведь фарисей — служитель закона. Он в точности исполняет все его предписания: постится, молится, подает милостыню..., а мытарь — действительно грешник, сборщик податей. Скольких людей он разорил, скольких довел до тюрьмы и голодной смерти, требуя уплаты долгов и взносов, сколько детских и материнских слез было пролито из-за его жестокости и немилосердия... И вдруг он выходит более оправданным? Но как? Почему? За что?

Фарисей, служитель закона, пришёл в храм не для общения со своим Творцом, не для поклонения Ему, а для отчёта и самооправдания перед Ним. Он как бы говорит Богу: я все делаю в соответствии с законом, я чист и праведен, спасибо Тебе за это. А что же делает грешный мытарь? Он раскаивается перед Богом в своих грехах и просит, даже не прощения (осознавая глубину свой греховности), а милости. Как, возможно, и сам когда-то он проявлял милость к разорённым и молившим его о прощении долга или отсрочке, вопреки закону и здравому смыслу, он говорил своим удивленным сотоварищам: оставьте их... И сейчас, придя в храм, осознавая свою греховность и ничтожество перед Господом, он с робкой и тайной надеждой, с покаянием, просит о милости.

Это притча учит нас тому, как и чем мы можем угодить Богу и в чем заключается истинный смысл поста: в любви и покаянии. Не столько воздержание в еде, сколько наши сердца, исполненные раскаяния, нужны Господу. Именно поэтому Святая Церковь, в преддверии Великого поста учит нас уклоняться от фарисейского высокомерия и прибегать к покаянию. Ибо без покаяния нет прощения, а без прощения нет спасения.

(Р)