Новости Закамского благочиния

Первые казаки на челнинской земле

Дата: 29.04.2017

Автор: Орловский храм

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7594

При храме святых бессребреников Космы и Дамиана каждый четверг в 18.00 проходят встречи казаков, которые может посетить каждый желающий. В один из таких вечеров недавно принявший присягу казак Андрей Петрушкин подготовил интересный рассказ о том, как и когда появились казаки в Поволжье, сообщает сайт храма. Источником для лекции послужила книга челнинского историка Владимира Ермакова «История регионов восточного Закамья».

Начало массового заселения русскими людьми левобережья Камы относится ко второй половине XVI века. После завоевания Казанского ханства и присоединения его к России здесь началась хозяйственная деятельность московского правительства. Земли активно заселялись выходцами из центральной России. Поначалу это были военные и служивые люди (казаки, стрельцы), вольные и монастырские крестьяне, а также беглые.

Людей привлекала плодородная почва, богатые рыбные, пчелиные, звериные угодья, бескрайние леса. Нередко нужда или проблемы с законом гнали людей на берега Камы. Иностранцы удивлялись, как легко мог русский человек решиться на переселение. А ведь переселение было делом опасным. Приходилось останавливаться в необжитых местах рядом со степью, откуда иногда совершали набеги кочевники.

Строительство чалнинского городка

Ногайская Орда постепенно уменьшалась и слабела, поэтому опасности не представляла. Зато появилась новая опасность — калмыки. Прежде они проживали в Сибири. Но с течением времени и по воле обстоятельств начали продвигаться к Волге. Укрепившись, они стали опасным соседом для городов Московского государства. В 1630-40-х годах они нападали и грабили Самару, монастыри Поволжья. Однажды они появились недалеко от Челнов и местное население вынуждено было бежать. Московские войска всё чаще терпели поражение.

Нужно было как-то защитить так называемый чалнинский починок и множество деревень за ним. Так власти приняли решение строить крепость на Каме. Она стала называться — Чалнинский городок. Стояла она на современной Элеваторной горе. Служить в этой крепости по приказу государя отправились казаки.

Казаки, служившие в Чалнинском городке, относились к закамским казакам. Судя по фамилиям или прозвищам, они прибыли сюда из самых разных мест. На службе они получали жалованье и различную хозяйственную помощь. Казаки были разделены на десятки, во главе каждой из которых стоял десятник. Над ними были пятидесятники. Ими мог стать любой хорошо зарекомендовавший себя рядовой казак.

Уже в 1651 году казаки построили свои дворы, церковь и «всякое церковное строение». В то же время они исправно несли службу. Содержать себя и свое хозяйство казаки должны были своими силами. Для этого им была выделена пашенная земля, сенокосы и участки леса зачастую в ущерб крестьянам.

Просуществовал Чалнинский городок недолго. С построением Закамской укрепленной черты в 1655 г. он лишился своего оборонительного значения.

Строительство Закамской оборонительной черты

Закамская оборонительная черта протянулась на 450 км и состояла из укрепленных городков и острогов, а между ними — из сооружений из земли, камня и дерева. Всего построили 6 крепостей — Белый Яр, Ерыклинск, Тиинск, Новошешминск, Заинск и Мензелинск. Сюда были переведены казаки из внутренних областей государства, а также из ближайших крепостей — Лаишева, Тетюш, Старошешминска. Крестьяне Чалнов также имели к заселению Закамской черты самое непосредственное отношение.

В общей сложности для несения воинской службы в «города» и остроги Закамской черты было переселено 1366 семей. Из них значительную часть составили пашенные крестьяне села Чалнов, а также его окрестных деревень и починков. Сами того не желая, они были вырваны из привычных условий, обращены в военно-служилое сословие и переведены на Закамскую черту.

В дальнейшем судьба этих новоявленных стрельцов и казаков сложилась по-разному. Часть из них, подчиняясь приказу, были переведены в другие крепости, участвовали во многих военных походах. Другие же отслужили положенный срок на Закамской черте и, выйдя в отставку, доживали свой век в крепостях, занимаясь хлебопашеством, ремеслом и торговлей.

(П)