Публикации

Быть рядом со Христом

Дата: 16.04.2014

Просмотров: 4789

В Cтрастную седмицу мы вспоминаем страдания Христовы: предательство, суд и распятие. 13 апреля на чаепитии в Свято-Вознесенском Архиерейском подворье, вошедшем в добрую традицию, иерей Евгений Ступицкий рассказал о том, как лучше провести неделю, предваряющую Светлое Христово Воскресенье.

Шесть дней оставшегося поста являются самыми строгими. Отец Евгений рассказал, что по монастырскому уставу в этот период можно вкушать только хлеб и воду, но для нас — людей, живущих в миру, установлено послабление, благодаря которому нам разрешается есть и вареную пищу. От растительного масла, конечно, лучше отказаться. Но дело не только в еде. Иисус Христос исцелял людей от болезней, защищал, изгонял бесов, но люди Его распяли. И мы сегодня своими грехами: ссорами с родными, завистью и злобой вновь распинаем Христа. И это нужно понимать. И каяться.

— В Страстную седмицу, вспоминая все страдания, которые прошел Христос, мы должны быть внутренне рядом с ним, стать свидетелями тех событий. Нужно постараться сохранить себя во внутреннем спокойствии, в мире со всеми близкими, не рассеиваться в развлечениях, просмотре телевизора. Даже от шопинга в эти дни лучше отказаться. Это воздержание необходимо и для того, чтобы сердца смогла коснуться и великая пасхальная радость, — сказал отец Евгений. 

Конечно, в эти дни лучше каждый день бывать в храме, но большинство прихожан работают и не имеют такой возможности. Сложно поспеть к началу богослужения. Батюшку спросили: можно ли заходить, если служба уже началась? Отец Евгений сказал, что в таком случае все равно лучше зайти в храм, чем не зайти — с сокрушенным сердцем и смирением, но все же, если появилось такое намерение — побывать на службе.

У прихожан возникает много вопросов, касающихся семьи. Измены, ссоры, неурядицы, непонимания — все это, к сожалению, присутствует в семейной жизни большинства людей, даже православных. Нередки ситуации, когда один из супругов воцерковлен, а другой — нет. Вопросов по этому поводу много, а ответ практически на все случаи один — цитата из Евангелия: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Супруги должны молиться друг за друга. Даже в случае измены или очевидной трещины в отношениях необходима молитва и терпение. «Заблудшего супруга необходимо вымаливать», — сказал отец Евгений. И случаев, когда по молитвам заблудшие супруги возвращались в семью, много. Брак необходимо сохранять в любом случае, и жизненные неурядицы — наш крест, нам дан Господом для спасения. Молитва должна быть и там, где семьи уже нет — за бывшего супруга, и за себя. И за свой грех.

Даже в случае с иноверцем, например, с мусульманином, брак необходимо сохранять (за исключением тех случаев, когда супруг отвращает от православной веры). Господь попускает такие смешанные браки, и их с годами становится все больше. Нередко супруг, видя искреннюю веру, например, жены, и истинность Православия, сам со временем принимает Крещение. Но так бывает не всегда, и, создавая семью с иноверцем, стоит помнить, что Церковь разрешает такой брак только в случае, когда дети принимают Православие. Если сложилось иначе, вновь остается молитва — утешение наше и спасение. Молиться за иноверца можно в домашней молитве, записывать имена на молебны, совершаемые в храме, ставить за них свечи.

На чаепитии коснулись и большой проблемы, связанной с церковной жизнью — это суеверия или так называемые «симптомы язычества», которые присутствуют в той или иной степени иногда даже у давно воцерковленных людей. Самый яркий пример такого «язычества», пожалуй, мнение о том, что свечи в храме можно передавать только через левое плечо, и обязательно перекрестившись. Еще в дни своей земной жизни Иисус Христос обличал фарисеев, исполнявших строго букву закона, но не имевших любви к ближнему, и по сути — к Богу. Господь — сердцеведец, он зрит в самое сердце, которое либо сокрушенно, либо — нет. Поэтому передавать свечи в храме можно через любое плечо, креститься при этом не обязательно, а вот, что действительно важно, так это — любовь к ближнему и сокрушенная молитва.

Анжела КИСЕЛЁВА