Публикации

От чистого сердца к совершенному образу

Дата: 17.07.2015

Автор: Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 8291

Об Андрее Рублеве известно совсем немного. Предположительно родился он в 1360-х годах, мирно отошел ко Господу в 1430-м. Прожив долгую жизнь, преподобный оставил всем нам бессмертное наследие. Он подарил нам неоценимое сокровище — счастье увидеть Бога глазами праведника.

Преподобный Андрей Рублев жил в сложное для Руси время. Русская земля стонала от невыносимого бремени — бессмысленных кровопролитий, княжеских междоусобиц, тяжелого ига Орды, болезней, пожаров. Но именно в то выжженное жестокостью время Русь переживает удивительный период подъема духовности и небывалого расцвета богомыслия. Это были времена великих подвижников, и, конечно, игумена земли русской преподобного Сергия Радонежского. Точно неизвестно, виделся и общался ли Андрей Рублев с Сергием Радонежским, но несомненно то, что великий иконописец был его учеником по духу.

Впервые Андрей Рублев — «чернец», то есть монах, упоминается в Летописи 1405 года. Согласно древнему источнику, артель мастеров, среди которых Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и Андрей Рублев, расписывали Благовещенский собор Московского Кремля. Второй раз имя Рублева упоминается в Летописи 1408 года. Он вместе с иконником и сопостником Даниилом Черным расписывают Успенский собор во Владимире, который тогда являлся кафедральным собором Русской Церкви. Он был построен в XII веке, и его росписи безвозвратно погибли во время одного из татаро-монгольских нашествий. Возникла необходимость заново расписывать храм, для чего и пригласили лучших мастеров своего дела — Андрея Рублева и Даниила Черного. Благодаря этому событию, появились на свет такие шедевры иконописи, как «Страшный суд» и список с древнейшей иконы Богоматери, именуемой Владимирской. Известно, что преподобный написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде, а также деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря. В середине 1420-х годов Андрей Рублев и Даниил Черный руководят работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Для этого храма по заказу Никона Радонежского Андрей Рублев пишет свою самую известную работу — икону «Троица», в которой он живописно воплотил великую тайну христианской веры о триединстве Бога. Три ангела на иконе символизируют Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Их главы единодушно наклонены, что рождает ощущение мягкости, любви, мира и согласия. В центре иконы — чаша с головой закланного агнца, олицетворяющая великую жертву Иисуса Христа, а сама трапеза, на которой стоит чаша — прообраз Гроба Господня. Икона полна символики и обозначений. Но каждому верующему сердцу, прежде всего, она передает дух удивительной умиротворенности, бесконечной полноты и невозмутимой гармонии.

Преподобный Андрей Рублев уже при жизни был уважаем и почитаем за свой талант, дарованный Богом. Иконы, принадлежавшие его кисти, не просто считались образцовыми, они признавались чудотворными. Ведь эти образы принадлежали руке человека, достигшего святости и дара созерцания. Известно, что между работами Андрей Рублев находился в молитве и подвиге, без чего, бесспорно, невозможно было бы достигнуть той вершины духовности и боговедения, которые позволили ему написать бессмертные шедевры. Только очищенное от страстей и отрешившееся от земных оков-соблазнов сердце, может созерцать, «видеть» красоту Божию и непостижимым образом передавать ее другому сердцу, хотя бы стремящемуся к этой чистоте.

Редкий человек останется равнодушным, глядя на иконы, написанные преподобным Андреем Рублевым. Кажется, на них можно смотреть бесконечно. Много научных работ, статей, книг написано о его творчестве. Исчерпывающий анализ в них дает нам многое. Но главное, остается за границами даже самых глубоких слов. Андрей Рублев через иконы передал нам свою молитву, свою тишину, свое молчание. Свой мир, возносящий к Престолу Божию.