Публикации

Сретение: встреча с Господом

Дата: 15.02.2015

Просмотров: 5727

Один мужчина сказал мальчику Нафтали:

«Я дам тебе один гульден, если ты скажешь, где живет Бог».

На что Нафтали ответил: «Я дам вам два гульдена,

если вы скажете мне, где Он не живет».

Еврейская мудрость

Господь вездесущ, но так получается, что у многих людей встреча с Ним происходит в какой-то определенный момент земного бытия. Однако это не значит, что до этого Бога не было рядом с человеком. Часто сам человек не видит или не хочет видеть Его. Бывает и так, что человек ищет Бога, а встречи приходится ждать. Главное — не отчаиваться, а продолжать поиски. Мы же не знаем: вдруг именно долгий путь к желаемому принесет пользу нашей душе и окружающим? Важно не пропустить момент встречи.

Пример тому мы находим в Ветхом Завете, когда потомки Авраама на протяжении нескольких веков ждали прихода Мессии — Христа. В жизни народа Завета были самые различные бедствия: гонения, пленение, потеря Иерусалима, разрушение Храма... И все-таки люди (пусть и не все) находили в себе силы осознать свои ошибки, покаяться и не отойти от Бога окончательно. Можно сказать, вся их жизнь была пропитана ожиданием прихода Христа.

Сретение в переводе со старославянского значит «встреча». Очень старый иерусалимский священник Симеон всю жизнь ждал встречи с Богом. Даже сама старость была дана ему как наказание за то, что когда-то он потерял веру. И в ту минуту давних сомнений ему было сказано: ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств. И вот этот день пришел. Встречаются Господь-Младенец и старец Симеон, в этот самый момент происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. Все лучшее, что есть в Ветхом Завете, символизирует собой старец Симеон, который держит на руках Младенца Христа. Он еще очень мал, Он только народился — и вот Ветхий умирает, чтобы дать жизнь Новому, потому что он не спасал человека, а играл роль только подготовительную. Ветхий Завет имел своим назначением готовить людей к восприятию истинного Света.

Церковь избрала это событие двунадесятым праздником, потому что в нем содержится очень большой духовный смысл, поскольку он является одним из величественных моментов истории спасения людей. Событие Сретения отмечает границу между Ветхим и Новым Заветами; настало, наконец, время, когда Ветхий Завет с его прообразами и обрядовыми установлениями должен уйти, уступив место новозаветным свершениям.

У Симеона ожидание Господа слилось с ожиданием смерти. И вот этот старец, наконец, увидел долгожданного Младенца. Думается, на глазах старца появились слезы, как у человек, испытавшего радость и облегчение, потому что кончилось непрерывное ожидание, потому что пришло спасение для его народа и для всего мира. В этот момент он от всего сердца возблагодарил, благословил Бога и сказал знаменитые слова, которые Церковь воспоминает за богослужением ежедневно:

«Ныне отпускаешь, Владыко, раба Твоего, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Симеон как бы дает пример того, как нужно ждать Господа, принимать Его волю и радоваться наконец-то состоявшейся встрече. Теперь он мог отойти в вечность, сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.

* * *

Cретение — последний праздник перед Великим Постом. Рождество-Крещение-Сретение. Три раза зимними вечерами Церковь напоминала о том, как Бог приходил к людям. Весенними же днями Великого Поста, начнется уже путь наших порывов к Богу, когда шаг за шагом, неделю за неделей, мы будем пытаться вытягивать себя из распутицы наших грехов.

Мы видим, что Сам Господь делает первые шаги к человеку. В Рождестве Он стал человеком. В Крещении принял на Себя тяжесть наших, а не Своих грехов. В Сретении Он просто вручил Себя в руки людей.

Святые отцы свидетельствуют о том, что невозможна наша встреча с Богом в загробном мире, если эта встреча не произошла здесь, на земле. В дни суровой действительности, когда жизнь преподносит нам испытания, нужно устремляться к Нему: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 15) , ибо «близок Господь ко всем призывающим Его» (Пс. 144, 18).

Нужно также отметить, что ветхозаветный обряд посвящения Богу первенцев, который вспоминается Святой Церковью в день Сретения Господня, приобретает в Новом Завете иное, духовное значение — называется он воцерковлением. Образ совершения обряда воцерковления указывает тот путь служения, который открыт каждому христианину явлением Богочеловека.

Местом таинственной встречи человека с Богом является Святая Церковь. Именно здесь душа, очистившись в пламени покаяния, встречается с Богом. Она ощущает Божественную благодать, как новую жизнь, как незримый свет, как присутствие Божие, как истину и небесный покой. За богослужениями в храме Небесная Церковь встречается с Церковью земной.

Воцерковление обязывает каждого христианина рассматривать себя уже не своим, но купленным ценою священной Крови Господа Иисуса Христа. И в дальнейшем ему необходимо, следуя Богомладенцу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудрости (Лк. 2, 40). Таковы те блага, которые получает каждый член Церкви. Образ этих благ представлен в празднике Сретения Господня: в Новом Завете посвящаемому выходит навстречу Сам Христос, принимает его на Свои руки, показывает новоприбывшему неизреченные духовные богатства святого храма и включает его в состав членов Святой Церкви.

Можно сказать, что вся христианская этика и аскетика — не более чем искусство не потерять эту дарованную нам близость с Богом и с людьми. А самое главное, что всякий православный христианин имеет возможность сам устроить себе встречу с Богом, приступив к причастию Святых Тела и Крови Христовых.

Подготовил диакон Дмитрий АЛИКИН