Публикации

Любовь к Божией Матери — признак веры христианской

Дата: 21.09.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10801

Рождество Пресвятой Богородицы — именно этот праздник открывает новый год Церковного календаря, который начинается 14 сентября (1 сентября по строму стилю). И это, конечно, говорит о многом.

Православная Церковь отличается от многочисленных христианских (и псевдохристианских) сект и течений в том числе и почитанием Божией Матери — Той, через которую в мир вошёл Спаситель Иисус Христос. Это во многом связано с тем, что сектанты, как известно, весьма формально подходят к Писанию, воспринимая только то, что прямо написано в тексте. Впрочем, само Писание и опровергает такой подход к христианской вере, ведь даже Христос на прямые вопросы иудеев о том, не Мессия ли Он, почти всегда прямо не отвечал, но предлагал им самим ответить на этот вопрос, взывая к их вере, к их сердцам, к их разумению, к тому, чтобы они сами сделали шаг к Богу, не лукавя и не занимаясь «книжничеством».

Да, истинное христианство взывает именно к вере — к тому, чтобы человек в своей духовной жизни опирался не только на прочитанный текст и его буквальное понимание (которое далеко не всегда верно), но и на то, что прочувствовал сердцем, что увидел посредством молитвы (не исключая, конечно, и сам Богооткровенный текст Библии из поля зрения христиан). Также и с Богородицей — мало, что написано в Евангелии в Ней, Царице Небесной. Но как может христианин называться христианином, если он не почитает Ту, о визите которой так радовалась праведная Елизавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк, 1, 43). Елизавета ведь радовалась и Господу, и Его Матери, почитая этот визит за великую радость для себя и для дома своего. Так как же не почитать Божию Матерь христианину, если праведники со страниц Евангелия так почитали Её?!

Две тысячи лет истории Церкви помнят огромное количество примеров помощи Девы Марии, и было бы нелепо тому, кто почитает Христа, думать, что все эти свидетельства являются плодом больного воображения, ведь тогда и помощь по молитвам к Господу, такому «христианину» пришлось бы поставить под вопрос. На лицо вопрос веры, а не досконального знания каждой буквы Писания. Так было и с иудеями, когда они никак не могли соотнести свои понимания Писаний с тем, как жил и что делал Иисус Христос. В нашем случае сомневающийся человек как бы спрашивает: «Нужно ли почитать Деву Марию? Имеет ли Она хоть какое-то значение для спасения?», на что Писание отвечает: «А ты как думаешь? Послушай своё сердце, посмотри вокруг…»

Итак, является ли случайностью то, что именно Мария стала Матерью Божией? Даже из ближайшего примера упомянутой нами праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, мы видим, что рождение кого-то великого, с точки зрения христианства, происходит в той семье, которая особым образом отличилась перед Богом. Раз человек Иоанна Предтеча рождается именно у особых праведников, то что и говорить о Той, кто стал Матерью Бога! Не сложно сделать вывод, что Дева Мария, была не просто случайной представительницей еврейского народа, но Той, кто стал неким итогом духовной борьбы богоизбранного народа и целого царского рода, ведь была Мария потомком царя Давида.

Как может истинная Церковь не почитать Ту, ради просьбы которой Господь совершил первое своё чудо в Кане Галилейской? Как может христианин не почитать Ту, о судьбе которой Господь так заботился, страдая на Кресте (не учитывая даже богословское толкование того, что значит усыновление Иоанна Богослова Божией Матерью, которое благословил Спаситель)?

Как видим, любовь к Божией Матери проистекает из самого Писания, если читать его с чистым сердцем. А православные христиане к тому же, как разумные люди, не могут игнорировать столько примеров особой благодатной заботы Богородицы о каждом человеке. Воистину, когда все эти древние и новые свидетельства участия Девы Марии в жизни людей предстают перед взором, то совершенно не удивительной видится мысль древних отцов Церкви о том, что усыновляя Матери Божией апостола Иоанна, Господь наш усыновил Ей и всё человечество. И вот именно потому-то мы и празднуем ныне такой праздник — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, потому-то и начитается в этого праздника Церковный календарь, ведь Евангелие начинается с Неё — с Её смиренного согласия стать Матерь Божией, с Её настолько чистой души (которая без сомнения стала плодом и Её беспримерной духовной работы), что Она смогла вместить в себя Творца всего сущего.

(Р)