Публикации

Воскресные дни Великого поста

Дата: 14.04.2024

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11267

Как появились и изменялись памяти воскресных дней

Будние дни Великого поста коренным образом отличаются от суббот и воскресений. Самым ярким отличием, является НЕЧТЕНИЕ Евангелия на службах в будние дни. В церкви читаются только книги Ветхого Завета. В будние дни Великого поста — это книга Бытия, Премудрости Соломоновых и пророка Исайи, а в первые три дня Страстной седмицы — это Исход, Иов и пророк Иезекииль. И в этом есть особый духовный смысл. Великий пост — время не для обычной человеческой радости о земном. Постом мы отказываемся от скоромной пищи и увеселений и покаянием и постом готовим себя к празднику праздников — Святой Пасхе. И в свое время воскресения Великого поста тоже были посвящены каким-либо событиям из Ветхого Завета.

Об этом нам говорят темы кондаков [1] святого Романа Сладкопевца, в свое время воспевавшиеся в Великой церкви (церкви Софии Константинопольской). На основании Типикона Великой Церкви, а также кондакарей, книг содержащих кондаки Романа Сладкопевца, можно реконструировать ветхозаветные памяти Великого поста для периода IV-VI веков:

Неделя мясопустная — это память пророка Ионы и Ниневитян. Это, кстати, соответствует специальному посту Ниневитян в армянской традиции. Впоследствии в результате полемики с армянской традицией, в византийской церкви в эту седмицу вообще отменили пост в среду и пятницу. Сейчас, по прошествии времени, когда уже забылась предыстория данного вопроса, в нашей церковном календаре за три недели до Великого поста есть сплошная седмица, казалось бы, не имеющая определенного повода для своего установления);

Неделя сыропустная — Адам и Ева. Грехопадение Адама.

Первая неделя поста — Авель и Каин.

Вторая неделя поста — Ной и потоп.

Третья неделя поста — жертвоприношение Авраама.

Четвертая неделя поста — благословение Иакова.

Пятая неделя — Иосиф Прекрасный.

Эта стройная система начала разрушаться, вступив в соприкосновение с новозаветным циклом памятей Великого поста, который зародился и стал интенсивно развиваться в VI-VII веках. Этот цикл памятей был построен на новозаветных притчах и в основном на Евангелии от Луки. Возможно, что родиной данного цикла был Иерусалим.

Можно восстановить данный круг следующим образом:

Неделя мясопустная — притча о Страшном Суде.

Неделя сыропустная — притча о десяти девах.

Первая неделя поста — Моисей и Аарон.

Вторая неделя поста — о блудном сыне.

Третья неделя поста — притча о мытаре и фарисее.

Четвертая неделя поста — о милосердном Самарянине.

Пятая неделя — о богатом и Лазаре.

В результате появления притчи о Страшном Суде в неделю мясопустную, память Ионы и Ниневитян переносится на среду первой седмицы. А притча о богатом и Лазаре в конечном итоге сдвинула память Иосифа Прекрасного, чтение которому бывает в понедельник Страстной седмицы. По мере становления Триоди постной, регулирующей великопостное богослужение, ветхозаветные памяти постепенно закрываются новозаветными.

Возвращение Креста Господня, бывшего в персидском плену с 614 по 628(9) года, привело к окончательному разрушению ветхозаветного цикла воскресных дней Великого поста. Из-за появления памяти Креста, чтения о блудном сыне и мытаре и фарисее были сдвинуты на подготовительные недели перед Великим постом. Но, до сих пор, во второе воскресенье поста, мы слышим на утрени канон о блудном сыне. Канон на память Григория Паламы лишь был прибавлен к имеющимся канонам.

Впоследствии победа над иконоборцами привела к установлению в первую неделю Великого поста празднование Торжеству Православия. А память Марии Египетской и Иоанна Лествичника появилась в связи с тем, что памяти, приходившиеся в будние дни поста, было принято переносить на воскресные, или субботние дни. В богослужебном календаре память прп. Иоанна празднуется 12 апреля по новому стилю, а Мария Египетская — 14 апреля. Чтение за богослужением Великого поста Лествицы прп. Иоанна, и Стояние Марии Египетской послужило отправной точкой для дублирования памяти этих святых в воскресные дни. При этом в четвертое и пятое воскресенье Великого поста остались следы былого цикла. На Всенощном бдении этих дней читается канон о милосердном Самарянине и о богатом и Лазаре.

Позднее всего установилась память святого Григория Паламы. До сих пор богослужебный календарь старообрядцев и униатов не знает службы этому святому во второе воскресенье Великого поста.

В конце концов, мы имеем такую систему памятей воскресений:

Неделя о мытаре и фарисее.

Неделя о блудном сыне.

Неделя мясопустная, о Страшном суде.

Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания.

Неделя первая Торжество Православия.

Неделя втораясвт. Григория Паламы.

Неделя третья — Крестопоклонная.

Неделя четвертаяпрп. Иоанна Лествичника (при этом на утрени остался канон о милосердном Самарянине).

Неделя пятаяпрп. Марии Египетской (на утрени также читается канон о богатом и Лазаре).

[1] Древние кондаки — это многострофные (около 20-30) поэмы. В акафисте, считающемся дальнейшим развитием канона, мы можем видеть реальную длительность древних кондаков. Строфы в кондаке объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Основоположником кондаков считается Роман Сладкопевец (556 г.). С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.