Публикации

Из «захожанки» в прихожанку

Дата: 16.09.2013

Просмотров: 8815


Когда душа просит, а ум смущается

Далеко не каждый, приходя в храм, сразу чувствует себя комфортно. Я «захожанка» со стажем. То и дело бывала на службах, но в речах священнослужителей лишь изредка улавливала знакомые молитвы. Спросить, что делать, не сложно. Я спрашивала, но, видимо, не у тех, ведь ответ был: «Смотри, что люди делают, повторяй за ними, не высовывайся, не шуми». Чтение церковной литературы постепенно наполняло багаж знаний, как частицы пазла они складывались в картину, но чего-то все равно не хватало.

Ликбез для опытных и не очень

Ликбез для опытных и не очень

А за стенами храма течет обычная мирская жизнь, со своими заботами и тревогами: убраться, накормить семью, подготовить отчет для начальника, помириться с соседкой… все как у всех, пока вновь душа не возьмет верх. Вот услышишь колокольный звон — и вновь бежишь в храм. Зачем? Тому нет рациональных причин, просто хочется, словно сердце просится. Но уже на службе просыпаются сомнения: зачем пришла? Чего стою? Да просто дома помолилась бы и дело с концом! Но 14 сентября все изменилось.

Еще за неделю до церковного новолетия я узнала, что в Свято-Вознесенском соборе будет проходить необычная служба — Миссионерская Литургия, где священнослужители будут рассказывать о значении произносимых молитв и истории обрядов. Не скрою, события этого я ждала. Ночь накануне провертелась, заснуть толком не смогла. Зато как штык к началу службы — в храме. Мне хотелось услышать все, не пропустить ни слова. В начале службы к людям вышел протодиакон Дмитрий и начал говорить. Простым, понятным языком он рассказал, почему так важно молиться вместе, что литургия в переводе с греческого языка означает «совместное дело». Христиане собираются в храме для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так православные неуклонно следуют примеру апостолов и Самого Спасителя, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Иисуса, пили Вино и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: «Сие есть Тело Мое…» и «Сия есть Кровь Моя…».

Так служба прерывалась несколько раз. Здесь я узнала, что в определенный момент храм должны покинуть еще не крещеные, а чуть позже — не причащающиеся. Для чего и как происходит Причастие — я тоже раньше не знала. Что происходит за царскими вратами, пока звучит молитва. А главное, о чем она звучит: славим ли мы Господа или Пречистую Деву, просим здравия живущим или покоя умершим. И что священник за нас не помолится, каждый должен совершить это сам.

Впрочем, сказать, что я нашла ответы на все свои вопросы, конечно, нельзя. Их, напротив, стало еще больше. Но теперь я знаю куда идти — и это для меня самое важное.

Несмотря на явные плюсы, стоит заметить, что комментарии немного растянули время службы. Стоять на ногах так долго — нелегко. Но повторять сей опыт, хотя бы раз в полгода — стоит. Чтоб жаждущие души не оставались в плену стеснительного разума и больше не вставал вопрос о том, где помолиться: дома или все-таки в храме?

Фёкла СОЛОНСКАЯ