Публикации

Молитва Господня и Великий пост

Дата: 02.04.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11623

«Отче наш»

Однажды ученики попросили Иисуса Христа, чтобы он научил их молиться. И Сын Божий открыл им молитву Господню — «Отче наш».

Эти слова произнёс сам Бог, и с тех пор их знают даже убеждённые атеисты и представители других религий. Мы, христиане, произносим и слышим эти Евангельские слова часто — дома и на службах. Но что они для нас? Для чего нам они, ведь Христос ничего не говорил на ветер? Об этом замечательно сказано многими святыми и глубоко верующим людьми. Взять хотя бы некоторых из них, живших в разные времена:

«Указанием местопребывания на небе Отца возводится молящийся сын на небо. Забудь все земное; оставь без внимания землю — этот приют, данный тебе на кратчайшее время; оставь без внимания все принадлежности приюта, которые отнимутся у тебя по истечении кратчайшего срока; обрати все заботы к твоему отечеству, к небу…» Святитель Игнатий Брянчанинов (XIX век).

«И эти слова — простые, такие привычные: «Отче наш» — нас вдруг ставят перед лицом нашего бpатства со Хpистом и непостижимым величием нашего призвания… И мы не имеем ни пpава, ни возможности на себя смотpеть иначе; это наше пpизвание, это воля Божия о нас. Бог в нас настолько веpит, что Он нам дает такое пpизвание». Митрополит Сурожский Антоний (ХХ-ХХI вв).

Между этими епископами лежит столетие. Но оба они говорят об одном — о том, где находится родной дом человечества, о том, что смысл жизни есть у всех, и смысл этот прекрасен.

Перед каждым из нас лежит длинная дорога к Дому, ключи от которого каждый получил в день своего Крещения. Молитвой Господней людям разрешено невероятное — быть детьми и братьями Бога. Но когда мы в своё время подойдём к небесным дверям — узнают ли нас привратники, впустят ли нас? Ведь, мы будем увешаны тоннами красивой, лишней одежды, купленной за всю жизнь; мы будем, наверное, измазаны всей той пищей, которую любили больше всего на свете; к нам на верёвочках будет привязано вообще все вещи, нажитые нами за годы земного странствия. А ведь ещё есть и духовное барахло — грехи и страсти, которые будут видны после смерти и исказят наши духовные лица так, что образа Божия Ангелы в них не узнают. Так впустят ли нас в Небо? Конечно, нет. Но ведь мы ещё живы.

Великий пост

Есть время избавиться от ненужного мусора, умыть и привести душу в порядок — впереди Великий пост. Сектанты и неверующие люди скажут: «Почему именно Великий пост? Можно ведь и в другое время прийти к покаянию, и к очищению души». Но если вспомнить о свойствах лени человеческой — о её «разумных» отговорках и уловках, то ясно видна многовековая мудрость Церкви, давшей человеку чёткое, отмеренное время для усиленной духовной работы.

Как-то один художник сказал, что хаос и отсутствие всяческих рамок ни к чему не приводят, и, что только при наличии упорядоченности, некоторых законов и правил возникает настоящее творчество. Не так же ли и душа, словно дикая творческая мысль, мечется среди хаоса возможностей, опьянённая вседозволенностью? Она умеет многое, но не может сделать ничего, потому, что «время ещё есть… и потом… потом… не сейчас». А вот внезапно приходит смерть, кто бы что ни говорил.

Уже упомянутый митрополит Сурожский Антоний сказал, что быть христианином — это творчество. Каждодневное, ежесекундное превращение жизненного пути со всеми его искушениями в чёткую дорогу на Родину — к Отцу Небесному. Ведь это не просто. И, получается, что пост (особенно — Великий), посредством духовных и физических ограничений, как бы стирает (отсекает) все уводящие в сторону тропинки, направляя душу по самой верной дороге. Как это похоже на работу хорошего, трудолюбивого художника, желающего создать не «что-нибудь», а произведение!

Впереди праздник Пасхи Христовой — словно радостная веха, говорящая о том, что человек идёт правильно. И если человек, прожив год, пропустит этот праздник мимо своего сердца, встретит его формально, то это будет значить, что он свернул не туда. В этом году не встретил Пасху, в следующем году не было сил, и так — до конца. Как говорят святые отцы: «Если я на земле не живу с Богом (ну, нет у меня конкретно сейчас на это времени!), то я не смогу быть с Ним и после смерти».

Так и получается, что всякий человек (хочет он этого или нет) создан для Царствия Небесного. Но войти в него каждый должен сам, приложив немало усилий. Начинать нужно сейчас. В этом — единственное призвание.