Публикации

Возможно ли покаяние без исповеди?

Дата: 20.02.2024

Автор: Подготовила Стелла Аванесова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 16604

Господь Иисус Христос начал Свое общественное служение с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 6, 17). Слово покаяние (греч. метанойя) переводится как «перемена ума», «изменение», и означает осознание человеком своего греха, последующее исправление образа жизни. Истинное покаяние означает перерождение, внутреннюю перестройку, обновление и возрождение к жизни. Без покаяния невозможно спасение, — говорит Святейший Патриарх Кирилл.

Что же касается исповеди, то это установленное Господом Иисусом Христом Таинство. Господь, обращаясь к апостолам, сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23), и «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). В этом благословении, Богом дана власть апостолам разрешать и отпускать грехи. Без исповеди невозможно представить покаяние. Это одно целое.

В Таинстве исповеди невидимым образом происходит прощение грехов человеку через священника, который перед Богом выступает, как свидетель покаяния. Чин исповеди включает в себя несколько молитв-прошениий, и в одной из них священник произносит: «Примири и соедини его со Святой Твоей Церковью». Грех разделяет человека с Его Создателем, человек отпадает от Церкви, которая есть живое Тело Христа и которой Он является Главой. Господь в Евангелии четко сказал: «А если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» — так говорит святой Киприан Карфагенский.

Святые Отцы считают, что люди от гордости не желают исповедоваться и сознаваться в своих грехах. «Вот, Богу-то я скажу, у Него попрошу прощения, а у этого Ивана, да ну что Вы, он сам еще тот дурак». Приучение к исповеди ломает гордыню, помогает серьезнее относиться к своим проступкам, а также учит человека не бояться перед ближним сознаться в собственной неправоте и просить прощения. Ибо «признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Когда человек просто «раскаивается» о своих проступках Богу, то у него возникает привычка поверхностного отношения к грехам: «прости Боже», и пошел дальше. Человек не замечает, как духовно деградирует.

Большинство вопросов об исповеди сводятся к одной сути: гордыня, нежелание в себе что-то менять. И если даже согласиться с «верой в душе» и с «покаянием небесам», то зачем креститься? А если Церковь — дом Божий, которую «Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28), то к чему сомневаться в Таинствах? Получается самообман. Мы хотим всё упростить, даже духовное подстроить под себя, вместо того, чтобы честно сказать словами апостола: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Рим. 7, 19, 24).

(Р)

Группа Орловского храма Вконтакте