Публикации

Горькая память

Дата: 30.10.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 4908

В день памяти жертв политических репрессий в СССР хочется вспомнить о православных челнинцах несправедливо убитых и замученных в лагерях и ссылках в те страшные годы. Конечно, если вспомнить всех челнинких жертв Сталинского террора, который часто и вполне справедливо именуют геноцидом населения собственной страны, то число поминаемых должно быть увеличено в трое по отношению к тем, кто пострадал именно за веру. Примером тому служит список невинно пострадавших за веру жителей села Боровецкое — таких около 15 человек. В то время как официальное количество жертв режима более сорока. И мы не будем их забывать.

Разумеется, были среди тех, кто попадал в лагеря, или был расстрелян, и реальные преступники. Но сами за себя говорят многотомные списки реабилитированных — тех, чьи приговоры, по решению самой Советской власти в 80-е годы прошлого века, были признаны несправедливыми. Многие из этих людей погибли страшной смертью, а через несколько десятков лет их потомки получили справки о том, что их гибель была ошибкой. Конечно, это очень важно — что ошибка признана. Но человека уже не вернёшь. Что мы можем дать этим людям, которых принародно оклеветали и уничтожили? Только верную память о них и об их мучителях. Конечно, мы не должны судить тех кровавых убийц и их пособников, ведь, во-первых, Бог уже сам осудил их, да и все они уже давным-давно в земле.

Но вернёмся к челнинским христианам, пострадавшим в те годы. Например, очень показателен приговор священника из села Боровецкое иерея Владимира Тронова: этот батюшка вместе с десятком своих прихожан был арестован по обвинению в активной антисоветской деятельности. Кто-то скажет: «А вдруг за дело? Ведь говорят, что Церковь поддерживала контрреволюционеров, вот и поплатилась!» Но даже беглые указания на происхождение и социальный статус этих репрессированных говорит о том, что никакой деятельности, опасной для власти, они вести не могли. Кем они были? Это сельский священник, закончивший даже не семинарию, а лишь духовное училище, это крестьяне и крестьянки, значительная часть из которых даже не владела грамотой и причислялась в беднякам. Какую угрозу представляли эти люди для власти? Какую угрозу представляли для власти малолетние дети священника, которые были изгнаны из дома прямо на улицу после ареста отца? Никакую, и это подтвердила сама же Советская власть, когда выдавала сухую справку о реабилитации родным погибшего на строительстве Беломорканала батюшки. Это происходило на нашей земле — там, где мы сейчас живём, там, где ныне стоят наши мирные спальные районы Челнов.

И таких историй в автограде наберётся очень много. Многие из них забыты, утеряны, многие остались только в архивах, о многих просто никто не спрашивает, и последние носители памяти о тех трагедиях ныне тихо доживают свой век. Но память эта нужна! Для чего? Нет, не для того, чтобы обвинить давно почивших палачей. А просто потому, что это больше никогда не должно повториться! А повториться это может очень просто и... внезапно. Для начала достаточно подумать, что все эти жертвы являются лишь «щепками, которые летели при рубке леса» — строительстве Советского государства, о котором ныне многие вспоминают с ностальгией. Конечно, достижения Советской эпохи являются нашим достоянием и не все они замешаны на крови невинных людей. Но тосковать о сталинском режиме мы не имеем права. Вернее, право-то мы имеем, конечно, только нужно при этом отдавать себе отчёт, что тем самым мы всё это зло, которое было в итоге признано злом ещё в СССР, одобряем…

Это не должно повториться ещё и потому, что те жестокости творили не заграничные враги, а наши же соотечественники. О них не принято сожалеть, и даже просто вспоминать добрым словом в среде тех, кто работает над увековечиванием памяти жертв репрессий. Но нам, христианам, ясно ведь, что и все те, кто выносил несправедливые приговоры и исполнял их, тоже являются, по сути, жертвами, ведь их души теперь страдают за всё то зло, совершённое ими на земле. Их участь загробная ужасна, и это тоже нужно помнить — это тоже урок.

Иными словами, это была страшнейшая катастрофа для страны, убившая и изувечившая одних наших граждан физически, а других — духовно. Это нельзя забыть. Да, это не та окрыляющая память о воинах, погибших в Великую Отечественную. Эта память горькая, но без неё мы, конечно же, потерям что-то очень и очень важное…

Да упокоит Господь души всех невинно убиенных!

(Р)