Публикации

«Возложи на Господа печаль свою»

Дата: 23.06.2025

Автор: Евгения Бальсунова

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 39

В бешеном ритме современного мира люди стремительно несутся по кругу обыденных дел, сталкиваясь с различными невзгодами, бедами, горем и потерями. Не зря ритм XXI века диктует свои условия успешной и комфортной жизни, к которым и пытается привыкнуть человек, мучается, страдает, поэтому и появились мало знакомые раньше термины: тревожное и посттравматическое расстройства, стресс, депрессия...

В 2022 году рост обращений к психологам и психотерапевтам вырос на 62% и этот показатель только растет — это и не удивительно, последние страшные события в стране оставили свой след, а после коронавирусной инфекции появилось даже такое понятие как постковидный синдром, характеризующийся когнитивными нарушениями (потеря памяти, тревога, панические атаки).

Святые отцы Церкви говорили, что тревога и беспокойство рождаются от маловерия, недоверия к Богу и чувства печали. «Душа, познавшая Господа, ничего не боится, кроме греха», — писал преподобный Силуан Афонский. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику», — читаем мы у Царя Давида (Пс. 54, 23). Современная психология же утверждает, что тревожное расстройство — это пандемия современного поколения, психическое нарушение, характеризующееся чрезвычайно сильным необоснованным чувством тревоги и страха, часто безосновательно.

В последние годы тревога за себя и своих близких объективно оправдана, но Господь утешает каждого: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» (Ис. 49, 15-16). «Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое» (Пс. 90, 14-16).

Но Церковь также не запрещает своей пастве обращаться к помощи специалистов, следовать их рекомендациям, кроме того, не забывая про многовековой опыт приобщения к главному Святому Таинству Причастия, в котором человек соединяется со Христом Спасителем, избавляясь от власти греха и вновь получая душевные силы в борьбе с ним.

Настоятель Покровского храма села Тюлячи, преподаватель КазПДС, психолог по образованию иерей Алексий Павлов дал комментарий о последних событиях в стране и республике, о реакции человека к ним и способах помочь себе в это нелегкое время:

«Нам сейчас может быть плохо по разным причинам. Иногда это не связано с тем, что с нами что-то не так, и мы не умеем заземляться или молиться, нам может быть тревожно и плохо, потому что мир объективно такой — ненадежный, тревожный хаотичный, разрушающийся. Совершенно неконтролируемый, непредсказуемый. Почему кто-то воспринимает происходящее как личную трагедию, а есть те, кто никак не воспринимает? Есть такое явление, как «травма капеллана» или усталость от сострадания. Поэтому, когда люди говорят: «Знаете, устала я уже слушать эти истории о взрывах — это невозможно». Они так рассуждают вовсе не потому, что ничего не чувствуют, или беда их не коснулась. Как говорил один из моих учителей: «Как же много надо чувствовать, чтобы ничего не чувствовать». Поэтому, с одной стороны, есть люди, которые готовы продолжать пугать и реагировать, у них есть еще на это силы, а есть и те, у которых уже сил на это нет. Они уже не могут бояться, реагировать, плакать, они устали. Даже возможно им и больше нужна помощь и поддержка, чем тем, кому сейчас тревожно. Поэтому плохо сейчас всем, нет людей, кому сейчас не плохо, но и плохо может быть по-разному.

Как с этим справляться? Стоит обратиться к тому, что вы делаете обычно, когда узнали плохую новость. Кто-то включает музыку, кто-то сидит, играет на фортепиано, кто-то звонит другу, подруге, кто-то «гуглит» информацию и пытается как-то ее сконструировать, аналитику смотрит, кто-то занимается спортом, что-то готовит или заваривает себе чай, кофе. Конечно, очень помогает уверенность в Божием Промысле, это очень целительно, когда человек стоит на вере и говорит о том, что: «А я верю, что все будет хорошо, и Бог нас не оставит». И вот все эти ресурсы хороши, у кого-то их больше, у кого-то их меньше. Кто-то может успокоиться чаем, кто-то не может, но в целом, чем больше каких-то таких опор, тем лучше. Поэтому совершенно точно эти ужасные новости, которые случились в жизни не впервые, и очень важно опереться на то, что раньше помогало, то, за что раньше вы держались, когда вам было плохо.

Вот это может помочь, и тут я, наверно, все-таки даю комментарий не как кризисный психолог, у меня нет квалификации или образования кризисного психолога, а, наверно, просто как психолог, который работает с тревогой, депрессий и гореванием. Наверно, я бы рекомендовал беречь себя, помнить, что вы не одни, помнить, что всегда есть рядом с вами кто-то, рядом с вами Бог. А еще помните, что все очень по-разному реагируют. Если вам кажется, что кто-то не так реагирует, кто-то не то пишет, кто-то не то думает — это кризисная ситуация, экстренная ситуация, чрезвычайная, и в чрезвычайной ситуации совершенно все мысли, все поступки одинаково нормальны. Есть человек, который хватается за голову, есть человек, который закрывает глаза, есть человек, который злится, который лежит, не может встать — все эти реакции совершенно нормальны. Как говорится в той притче, будем смотреть на свои бревна в глазу (Мф.7, 3-4). Обратим внимание на самое главное, на суть явления, а не на то, что правильно, что неправильно, позаботимся о себе, сделаем примочки для своих глаз, чтобы не так было больно и обратимся за помощью к Богу».

Когда вокруг царят беззаконие, войны и зло, когда, кажется, мир рушится, земля уходит из-под ног, только в Христе Воскресшем можно найти «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23), и Он вновь и вновь будет выводить Своих чад из тьмы к Божественному Свету.

«Возложи на Господа печаль свою, и Он тебя пропитает» (Пс. 54-23).

(Р)