Публикации

Благодарящий Господа наследует Царствие Божие

Дата: 21.05.2023

Автор: Иерей Сергий Шкуро

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10162

Проповедь иерея Сергия Шкуро, клирика храма прп. Серафима Саровского, г. Казань, в Неделю о слепом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!                                                      

Дорогие братья и сестры, Святое Евангелие открывает перед нами свои страницы, свидетельствуя о безмерных тайнах Божиих. Одно из мест, которое нами понимается не очевидно, является чтение о слепом — оно выходит за рамки человеческого представления, о чем свидетельствует диалог между слепорожденным исцеленным и фарисеями, которые никак не могли вместить в себя произошедшее чудо. Так и в нашей жизни случается, что иногда, сталкиваясь с чудом Божьим, мы не готовы впустить его в свое сердце и можем пойти двумя путями. Первый путь свидетельствует: «Я этого не понимаю, Господи, но покажи мне свидетельство, и тогда я уверую в Тебя». И второй путь свидетельствует о том, что если я увидел что-то, что пока еще не стало для меня очевидным в силу образа моей жизни, я свидетельствую и обращаюсь ко Господу с молитвой, чтобы Господь просветил мое сознание, очи сердца моего и со временем я смог бы в смирении понять и вместить то чудо, которое произошло со мною.

И вот фарисеи задают вопрос Господу, задают вопрос и ученики. Ученики спрашивают: «Равви (учитель)! Кто согрешил: этот человек или родители его?» Для нас с вами так проста и очевидна в нашем физическом мире причинно-следственная связь, которая обусловливает все деяния и события физическими законами, законами природы. И, если что-то происходит, мы знаем, каковы будут последствия и какова причина произошедшего. Но так ли все просто в диалектике духовной жизни, когда мы, обращаясь ко Господу, испрашиваем у Него благословения, чтобы оно исполнилось в нашей жизни. И вот очень просто, когда происходит какое-то событие, мы делаем самые простые выводы, будто кто-то виноват в этом. Но здесь Господь отвечает таким образом, как не было очевидным ни для кого из слушающих Его. Он сказал: «Никто не виноват: ни родители, ни он сам. Но сие произошло с ним, дабы явилась слава Божия». Так что это человек, который не просто потерял зрение, но он родился слепым, ведь Господь даровал ему не только этот дар зрения, но и дал знания, потому что человек с самого младенчества своего получает богатый опыт, дабы для него стало очевидно его окружающее. Каково же должно было быть отношение человека, который опыта этого не имел, и вдруг отверзаются его очи, но он воспринимает все настолько адекватно, насколько и человек, который сам ­­­­­­­­­­­­­водительствовал до зрелого возраста, имел этот опыт общения с миром физическим. И тогда, получив этот ответ, ученики удивляются: как же может явиться слава Божия? Разве и для нас с вами не очевидно, что некий человек, который лишен чего-то Богом, может ли благодарить Господа? Уж никак мы не почтем инвалида и не прославим Господа, воздавая славу и благодарение за то, что он человека лишил зрения.

Но не все так просто в жизни Божественной, и Священное Писание постоянно нам напоминает о том, как и апостол Павел свидетельствует, что великая слава человеческая является ничем, и, пожалуй, даже мерзостью пред Господом. Поэтому и мы, взирая на это событие, понимаем, что ко Святому Причастию мы можем приступать только если мы научились благодарить Господа, только тогда мы становимся достойными участия в Таинстве Евхаристии. Но человек должен научиться благодарить не только за радости, но и за скорби, потому что скорби в жизни человека приносят значительно больше пользы, чем радости. Только в скорбях человеку открываются полнота и бездна благодати Божьей, значительно больше, чем в радости, поэтому путь в Царствие Божье лежит сквозь тернии. И человек, который хочет наследовать Царствие Божье, должен стать усердно понуждающим себя, как сказано в Святом Евангелии, только таковых есть Царствие Божие — понудивших себя и смирившихся, принявших в простоте сердца веру евангельскую. Поэтому и мы с вами, браться и сестры, взирая на это чудо — исцеление слепорожденного, славим Господа не только за то, что Он даровал это великое даяние человеку, который был лишен зрения, — величие Божие заключается не в этом даянии, а в том, что человек, которому были отверсты очи физические смог прозреть и духовно. Он исповедует Иисуса Христа Господом, он свидетельствет о своей вере и всем своим сердцем принимает те слова, ради которых фарисеи задают такое количество вопросов, которые, пожалуй, и не ведут их к такому просвещению, потому что они строятся на гордости и убеждениях, что они ученики Моисеевы, а о смирении и покаянии они даже не помышляют. И тем самым, закрывая свои очи мнимой праведностью, лишаются того, что стало очевидным для слепорожденного. И вот этот дар, который получает слепой, душа которого становится наследницей Царства Христова не только по убеждениям, но именно по соприкосновению с Таинством Божиим, он и свидетельствует о Христе как об Истинном Сыне Божьем, как о Боге.

Пусть этот пример станет для нас с вами примером поучительным, который ведет нас во все дни нашей жизни, так, что свидетельствуя о вере Христовой, и мы будем свидетельствовать не столько о чудесах, сколько посредством своего смирения возблагодарим Господа за то, что он на каждой Божественной Литургии открывает нам с вами не только очи мысленыя, но очи сердец наших, дабы мы, научившись благодарить, стали причастниками Таинства Евхаристии и причастниками Царствия Божия, ибо Царство Божие внутрь нас есть. 

(Р)