Комментарий дня

«Во время Великого поста нам нужно пойти на подвиг»

Дата: 17.02.2021

Автор: Иерей Георгий Опарин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 4322

Проповедь клирика Свято-Вознесенского собора г. Набережные Челны иерея Георгия Опарина в Неделю 36-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы слышали Евангельскую историю о Закхее, и это значит, что с этого дня начинается подготовка к Великому Посту. Что же такого особенного в данном Евангельском чтении? Закхей был руководителем мытарей, которые собирали деньги с еврейского народа. И естественно, как это бывает, человек, занимающий такой пост, имел страсть сребролюбия. Но вот в душе его зародилось желание увидеть Господа. Видимо для его души было не достаточно тех богатств, которые он имел — чего-то не хватало ему. И вот он пришёл туда, где должен был проходить Спаситель, и забрался на дерево, чтобы увидеть Его. Христос сразу понял, что творится в душе этого человека, и призвал его, сказав, что будет в этот день в доме Закхея.

Для иудеев было непонятно, как Господь может войти в дом грешника! И вот Закхей, слыша такие слова Господа, в порыве покаянного чувства отвечает, что половину имения своего теперь отдаст нищим, а тем, кого обманул когда-то, вернёт вчетверо больше. Это и есть покаяние! И неспроста этот образ даётся нам перед началом поста. Ведь что такое пост вообще, и пост Великий в частности? Прежде всего, это — покаяние и возможность исправиться. А для чего нам исправляться? Для того чтобы быть с Господом, чтобы жить жизнью новой, христианской, в любви, в мире с Богом и окружающими. Эта жизнь необычная, она отличается от того, как мы обычно привыкли существовать. К этой-то жизни и стремится православный христианин. Пост является возможностью прийти к этому. И для этого, как показывает нам пример Закхея, нам нужна решимость — решимость отказаться от своего греха, решимость на грани подвига. Что такое для мытаря половина имения?! Это решительный разрыв со страстной привязанностью к сребролюбию. Более того, он говорит, что хочет со всеми примириться — со всеми, кого обидел. Вот и нам нужно найти в себе такую решимость.

Во время Великого поста нам нужно пойти на подвиг, а не просто так, легко и без особых трудов пройти Четыредесятницу, ведь от этого нам не будет никакой пользы. Нужны труды — только таким образом мы сможем порвать со своими грехами.

Господь призывает нас к любви. Любовь — это высшее качество православного христианина, ведь она заключается в отказе от себя, от своей гордыни, от эгоизма, ради других людей. Любовь совершенно меняет человека. Она делает грешника праведным, слабого — сильным, недужного — здоровым. Только бы прийти нам к этой любви Божией! Для этого-то и нужны нам труды покаяния.

Поэтому перед началом Великого поста нам нужно заглянуть в себя и спросить себя: «Желаю ли я и дальше жить греховной жизнью, или же хочу измениться к лучшему?» Если мы хотим во время поста измениться, то нужно отказаться от привычных удобств, наслаждений, увеселений; отказаться от телевизора и тому подобного. Нужно как можно больше времени уделять молитве и покаянию. Даже если мы работаем в дни поста, то время и силы для подвига можно найти — нужно делать свою работу со страхом Божиим, словно трудимся для Самого Господа, со всем тщанием, усердием и ответственностью. Дома следует стараться сохранять мир со всеми нашими родным, как можно больше оказывая им внимания и заботы. Так и научимся мы жить, как православные христиане.

(Р) (Р)