Публикации

Об одном литургическом пророчестве

Дата: 07.11.2021

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 13041

Один из приделов Cвято-Вознесенского собора освящен в честь великомученика Димитрия Солунского. 7 и 8 ноября в нашем храме всегда проходят престольные торжества, оставляющие за кадром еще одну службу, которую, согласно Типикону, мы должны совершать вместе со службой святому Димитрию Солунскому. Речь идет о службе трясению, воспоминанию сильного землетрясения, бывшего в столице Византии Константинополе при  императоре Льве Исавре в 740 году. Воспоминание великого и страшного трясения — так написано про эту службу в Минее.

Тектонические или вулканические процессы, происходящие в земной коре, вызывают землетрясения естественного происхождения. Бывают землетрясения и искусственные, причины которых — деятельность человека (взрывы, заполнение водохранилищ или обрушение полостей, оставшихся в результате горных выработок). Но еще с библейских времен любые стихийные бедствия: землетрясение, потоп, засуха и прочее, рассматриваются как происходящие по воле Божией. Это может быть как попущением, так  и необходимым средством для вразумления грешников. Они часто сопутствуют явлениям Бога, а в последние времена предстают как подготовительные акты Суда Божия над миром. Землетрясением также сопровождалась смерть на Кресте Иисуса Христа (Мф. 27, 51) и Его Воскресение (Мф. 28, 2).

Но вернемся ко времени этого землетрясения и к личности императора, который правил Византией в то время. Лев III Исавр, основатель Исаврийской династии, оставил яркий след в истории государства. Ему были присущи как яркие победы, так и взвешенная внутренняя политика. Лев остановил кризис империи, и при нем Византия стала отвоевывать земли потерянные из-за арабского нашествия. В его правление была выпущена «Эклога», новая кодификация византийского права. Но этот император был родоначальником страшной ереси, которая сотрясала империю более ста лет.

Иконоборчество — это пожалуй одна из переломных эпох в истории Византии и именно с этого императора началась эта страница истории государства. Историки потом, конечно, находили для возникновения иконоборчества множество причин социальных, но несомненно, что основную роль в начале движения иконоборцев сыграли личные качества императора и, прежде всего, его восточное происхождение, а природное упрямство василевса не дало возможности отступить от задуманного.

Бог показал своим грозным явлением всю неправду императора. 26 октября 740 года в Византии произошло мощнейшее землетрясение, которое затронуло многие города империи, но наибольший урон понесла столица — город Константинополь. Многие здания в городе были разрушены, в том числе в руинах оказались многие из церквей. Рухнула часть крепостной стены, защищавшая город от нашествия варваров. От землетрясения произошло мощное волнение на море, что привело к затоплению прибрежных городов и селений. Паника охватила жителей империи и многие даже лишались жизни от того страха, который творился у них на глазах.

Служба в память этого трясения является уникальной для нашего годового богослужебного круга. Нигде больше нет службы этому стихийному бедствию. Даже Большой Требник в последовании на случай землетрясения содержит богослужебный материал именно из этой службы — настолько это землетрясение отпечаталось в памяти византийцев.

Но не только этим интересен данный день. Покаянные тексты службы приводят нас к воспоминанию другого страшного трясения, сотрясавшего уже не Константинополь — Второй Рим, а Рим Третий — Российскую империю. Ведь именно вечером 25 октября произошло то событие, которое навсегда изменило ход истории и привело к падению великой империи. Речь идет об Октябрьском перевороте — Великой Октябрьской социалистической революции, как ее назовут в дальнейшем. И именно в день переворота, вечером, в храмах всей Российской империи служилась последование службы трясению, на которой читались паремии праздника — ветхозаветные чтения, призванные указать на ветхозаветные прообразы празднуемого события. Прислушаемся к этим чтениям, все уже было сказано:

«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?» (Ис. 63, 17).

«Мы сделались такими, над которыми Ты как бы никогда не владычествовал и над которыми не именовалось имя Твое» (Ис. 63, 19).

«Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек»? И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь»   (Иер. 2, 5-12).

Что это — пророчество, воспоминание о будущем? Еще ничего не случилось, но все уже было сказано. Воистину Господь ведает помышления человеческие и делает все для вразумления. «Имеющий уши слышать, да слышит» (Мф. 11, 15;  и 25, 3).