Публикации

Душеполезную совершивше Четыредесятницу…

Дата: 30.04.2024

Автор: Протодиакон Дмитрий Половников

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 10760

Если задаться вопросом, когда оканчивается Великий пост, то обычно можно услышать, что пост заканчиватся на Пасху. Но, на самом деле, история Великого поста и тексты богослужений такого однозначного ответа не дают.

В Постной Триоди — богослужебной книге, в которой находятся тексты, относящиеся к периоду от подготовительных недель перед постом до службы Великой Субботы, в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой мы находим такой текст:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче…».

В этой стихире на «Господи воззвах» четко делится период, названный Святой Четыредесятницей, начинающийся с понедельника первой седмицы Великого поста и заканчивающийся в пятницу перед Лазаревой субботой, и седмица Страстная, которая еще предстоит. Лазарева суббота и Вербное воскресенье выступают как своеобразный водораздел, отделяющий сам Великий пост от Страстной седмицы.

Но не все так однозначно даже в этом вопросе, в богослужебном уставе в указаниях служения в Великую Среду говорится, что в конце изобразительных, перед последней в этом году Литургией Преждеосвященных Даров, всем полагается встать, и служащий священник, преклоняя колена, должен произнести: «Благословите, отцы святии, простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы», на что люди должны ответить: «Бог да простит ти, честный отче». Что же это? А это чин прощения за всю святую Четыредесятницу.

Таким образом, по мысли Типикона, Четыредесятница кончается в Великую Среду. То есть Типикон расходиться с Постной Триодью и с нашим обычным представлением об окончании Великого поста. Как отмечалось в материале «Постная десятина», способов исчисления Святой Четыредесятницы в истории было несколько и этот вопрос о сроках окончания Великого поста не является однозначным. Мы не можем формально подогнать пост к сорока дням. А богослужебные книги и Типикон хранят еще множество интересных подробностей богослужебной жизни.

(П)