Публикации

От страстности к преподобию

Дата: 03.09.2017

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 7625

Сегодня Русская Православная Церковь празднует память собора московских святых, в славном списке которых значится имя далеко не каждому знакомого угодника Божия — преподобного Стефана Московского, родного брата преподобного Сергия Радонежского. О нём редко вспоминают, а между тем путь этого малоизвестного святого весьма поучителен, ведь это была история долгого восхождения к святости через мучительную борьбу с самим собой, которая длилась многие-многие годы…

Собственно жития преподобного Стефана не существует, и почти все сведения о нём мы можем почерпнуть лишь из жития его великого брата преподобного Сергия, написанного преподобным Епифанием Премудрым.

Итак, Стефан был старшим братом в боярской семье Кирилла и Марии, впоследствии также прославленных в лике святых. Среднего их сына звали Петром, а младшего Варфоломеем (который и стал впоследствии Сергием Радонежским). Стефан был великолепно образован, и раньше Варфоломея приял иноческий постриг. Решение уйти в монастырь было связано со смертью его жены, после которой Стефан уже не захотел возвращаться в мир, но вознамерился посвятить свою жизнь монашескому пути. Однако, как будет видно из дальнейшего повествования, мирские страсти ещё много лет мучали его и сбивали с пути…

Когда Кирилл и Мария преставились ко Господу Варфоломей уговорил старшего брата покинуть монастырь и отправиться с ним на поиски пустынного места, где можно было бы в уединении вести суровую жизнь монахов-отшельников. Стефан согласился, и вместе они стали основателями обители, ставшей впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой, при чём Варфоломей первое время был в послушании у более опытного старшего брата.

Недолго братья жили вместе — невыносимыми показались Стефану условия жизни в дикой лесной чаще, вдали от всего мира, и он покинул Варфоломея, перебравшись в Москву. Здесь он стал жить в Богоявленском монастыре. Как свидетельствует Епифаний Премудрый, высокообразованный монах Стефан проводил дни в молитве, посте и строгом воздержании, одевался же он всегда тоже скромно и строго. Вскоре он духовно сблизился с будущим митрополитом Московским Алексием, который тоже в те дни был простым монахом, и они вместе пели на клиросе. Через некоторое время Стефан был рукоположен в сан иерея, стал игуменом Богоявленской обители, а также духовником князя Симеона Гордого и многих бояр из княжеского окружения.

Стефан стал влиятельной фигурой при дворе князя, но через некоторое время над его головой разразилась самая настоящая буря…

Дело в том, что князь Симеон решил жениться в третий раз, и избрал себе невесту из рода тверских князей. Митрополит Феогност не дал согласия на этот брак, но отец Стефан ослушался святителя и обвенчал князя с его избранницей. Возможно, что такой поступок был продиктован желанием Стефана через брачные узы погасить давнюю вражду между Тверью и Москвой. Но ослушание есть ослушание, и вскоре Стефана отстранили от управления Богоявленской обителью, и запретили быть духовником князя. Как пишут некоторые исследователи, возможно, что за этот поступок, ему было ещё и предписано покинуть Москву.

Стефан вновь оказался в Троицкой обители, но уже под началом младшего брата. Но в этот раз сюда он пришёл не один, а привёл к преподобному Сергию ещё и своего сына Иоанна, желавшего по примеру отца и дяди вступить на иноческий путь. Юношу постригли с именем Феодор.

Преподобный Стефан приводит своего сына Иоанна к святому Сергию

В 1355 году в Троицком монастыре начались нестроения. По благословению Вселенского Патриарха преподобный Сергий начал вводить в своём монастыре строгий общежительный устав, чему воспротивились некоторый из братии, и брат игумена Стефан. Очевидно, что бывшему княжескому духовнику нелегко было смиряться перед младшим братом и терпеть его власть. Однажды во время службы, певший на клиросе Стефан во всеуслышание заявил о своём недовольстве игуменом Сергием, который в этот момент стоял в алтаре. Кроме того Стефан громко заявил, что сначала Сергий был у него в послушании.

Святой Сергий, никому ничего не сказав, сразу же после службы покинул Троицкую обитель, не желая быть соблазном для брата и недовольных монахов. Через некоторое время по приказу митрополита Алексия святой вернулся в родной монастырь, а ещё через много лет произошло примирение между святыми братьями.

Как повествует житие преподобного Сергия, в 1370 году в Троицком монастыре произошло следующее удивительное событие: в один из дней Литургию здесь вместе служили братья Сергий и Стефан, а также и тот самый сын преподобного Стефана, нареченный в постриге именем Феодор, принявший к тому времени сан священника. И вот двое монахов, стоявших в это время в храме, увидели ангела Божия сослужащего священникам в алтаре. Как говорят, это видение было знамением примирения между братьями.

Ангел служит вместе со святыми Сергием, Стефаном и Феодором

С тех пор следы преподобного Стефана Московского совершенно теряются. Прожил он долгую и полную испытаний жизнь. Известно, что в 1392 году именно старец Стефан рассказывал Епифанию Премудрому подробности детских и юношеских лет жизни преподобного Сергия. Можно предположить, что Стефан тихо, в смиренной молитве и покаянии прожил остаток своих дней в одном из монастырей, избавившись, наконец, с помощью Божией от страстей, так долго терзавших его. И словно в награду за победу в духовной брани, Господь даровал своему подвижнику великое утешение — его сын Феодор в последствии стал великим святым Земли Русской, и ныне известен под именем святителя Феодора архиепископа Ростовского. Память же о самом Стефане Московском, как о человеке, достигшем святости, сохранилась до наших дней, и уже много столетий, как имя этого подвижника значится в святцах.

Преподобные Стефан, Сергий, их брат Петр и святитель Феодор у гроба преподобных Кирилла и Марии

Жизнь преподобного Стефана, конечно же, интересна не только тем, что был он братом Сергия Радонежского, но ещё и той духовной победой, которую он одержал в борьбе с самим собой. И победа эта, несомненно, является важным примером и призывом для христиан, живущих в нынешнее время, усиленно воспитывающее в людях именно те страсти, с которыми боролся святой Стефан. Но, как показывает жизненный путь этого праведника, всё возможно для воина Христова, если он с помощью Божией побеждает врага в себе.

Преподобне отче Стефане, моли Бога о нас!

(Р)