Публикации

День покаяния и прощения

Дата: 17.03.2024

Автор: Дмитрий Русин

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 292

Служба Прощёного воскресенья открывает перед верующими ворота Великого поста. И это неспроста.

Всё в храмовых службах в этот день с удвоенной силой говорит нам о главном делании в дни поста — о главном, магистральном пути, который лежит между нами и Пасхой Христовой — о покаянии.

В этот, последний перед постом, воскресный день воспоминается изгнание Адама из Рая — поистине самое трагичное событие в истории человечества, когда из-за греха непослушания Богу первые люди вынуждены были покинуть благодатные райские земли. Грех принес в бытие человека смерть, искажение самой природы человеческой, когда всё плотское стало довлеть над духовным, и многие другие печальные последствия, которые стали отдалять человека от Бога. Но уже с Ветхозаветных времён Милосердный Господь открыл людям спасительную силу покаяния, которое может очистить сердце человека и вернуть его в руки Божии.

История Ветхого Завета изобилует примерами того, как покаяние преображало людей. Но об этом Церковь подробнее поговорит с нами в первые дни предстоящего поста, когда будет читаться Великий покаянный канон Андрея Критского. Сегодня же Прощёное воскресенье.

Как через грех человек был изгнан из Рая (и каждый раз удаляется от Бога доныне), так покаяние вновь и вновь возвращает нас к нашему Создателю. Однако, как говорит и апостол, если мы не любим ближних своих, которых видим, то как можем любить Бога, которого не видим? И действительно, совершённый грех почти всегда требует от нас не только покаяния перед Богом, но и того, чтобы попросить прощения у ближних. Казалось бы, так просто попросить прощения, но гордость (читай диавол, который есть воплощённая гордость) подчас мешает нам примириться с теми, кого мы, возможно и ненароком, обидели. И тут на помощь нам приходит Церковь, которая во всем богослужебном строе нынешнего дня показывает нам, что гордость и ложный стыд должны быть растоптаны, и что лишь покаяние способно дать мир нашим сердцам — стоит лишь попросить у Господа помощи на этот труд и приложить немного своих усилий.

К слову о покаянии Адама и Евы: что же могло помочь им всё-таки остаться в Раю, что на самом деле стало причиной их изгнания? Как говорит Писание, после совершённого греха Адам услышал Господа и спрятался от Него. Господь же спросил Адама о том, что случилось. Совершенно очевидно, что всеведущий Творец всего, конечно же, знал о совершённом Его созданиями грехе, и для исцеления от него нужно было лишь, чтобы Адам раскаялся — приложил личное усилие к тому, чтобы отринуть грех, о котором Бог и так знал всё в подробностях. Но первый человек от покаяния отказался, а переложил всю вину на жену свою и даже на самого Бога, который ему эту жену дал. То есть Господь дал шанс первым людям всё исправить, но они отказались попросить у Бога прощения, после чего и были изгнаны из Рая.

Не так ли происходит и со всеми нами? Бог всё знает о нашей жизни — каждое её мгновение проходит перед Его очами и ничто не способно скрыться от Него. И когда мы совершаем грех, Бог как во времена Адама и Евы, вновь и вновь открывает для нас двери покаяния, которые ждут нашего действия — нашего движения ко спасению, которое выражается в нашем покаянном труде, в нашем горячем желании очищения. Это и называют синергией — совместным трудом Бога и человека над спасением последнего.

Как учит Писание, покаяние является непростой работой над собой, требующей огромных усилий. Но, как известно, Бог всегда помогает тому, кто трудится над своим спасением — помогает Он и в покаянии.

Попросим же сегодня (искренне попросим!) прощения у Бога и наших ближних, и с миром отправимся в путь по дороге Великого поста, который откроет нам (с Божией помощью и если мы постараемся) глубины наших сердец, которые нам предстоит очистить, чтобы с духовной радостью встретить Воскресшего Господа.

(Р)