Жития святых. Аудио

Священномученик Николай (Пробатов) и иже с ним пострадавшие мученики Косма, Виктор (Краснов), Наум, Филипп, Иоанн, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексий, Иоанн и мученица Агафия (1918)

Дата: 11.11

Автор: Подготовила Анжела Киселёва

Все публикации автораВсе публикации автора

Просмотров: 11421

Священномученик Николай родился в 1874 году в семье священника села Игнатьева близ города Кадома Тамбовской губернии. Образование он получил в Касимовском духовном училище, а затем — в Тамбовской духовной семинарии. По окончании учебы Николай женился на Варваре Алгебраистовой, младшей дочери священника села Темирево Елатемского уезда. В этом же селе он и остался жить вместе со своей супругой. В 1899 году Николай был рукоположен в сан пресвитера и определен вторым священником в местный храм.

В 1906 году он стал приходским священником Богоявленского храма в селе Агломазово. Отец Николай обновил в церкви обветшалый иконостас, построил и открыл церковноприходскую школу, где сам и преподавал Закон Божий. В храме существовал свой хор, и благодаря приходу батюшки было устроено прекрасное общее пение. При этом семья священника жила более чем скромно. Сам он, к примеру, имел только две пары обуви: летнюю и зимнюю, но, несмотря на это, платы за требы он не брал.

Отец Николай служил с большим благоговением. Перед службой он долго и усердно молился. О церковной службе священник говорил: «У меня в алтаре уголок рая».

Во время Первой мировой войны отец Николай пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк. Он в числе немногих откликнулся на просьбу епархиального архиерея. Многие священники отказывались идти на фронт, оправдываясь разными обстоятельствами. Отец Николай, устыдившись того, что другие люди проливают кровь, защищая Родину, поступил по совести. У него осталась жена одна с тремя малолетними ребятишками: старшему сыну было на тот момент 14 лет, а двойняшкам — всего по годику.

Домой он вернулся в 1917 году. Началась революция. В феврале 1918 года большевики объявили мобилизацию в Красную гвардию. Крестьяне, которые ждали от новой власти мира, решили пойти в ближайший уездный город и разогнать большевиков. Перед этим они попросили отслужить батюшку молебен. Отец Николай согласился, а после молебна он обратился с проповедью к крестьянам, по окончании которой благословил «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой».

До города было 25 верст, и пока люди шли, решимость многих из них поколебалась. Нашлись даже такие, которые пошли вперед остальных, чтобы предупредить большевиков… По крестьянам, которые подошли вплотную к городу, была выпущена пулеметная очередь, и толпа рассеялась. Этот инцидент стал поводом для того, чтобы в «непокорное» Агломазово был направлен карательный отряд. Отец Николай, узнав о приближении большевиков, благословил уйти домашних в соседнее село Калиновец. Душу священника томила тревога, но матушка, поддерживая мужа, сказала: «Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих». Ко времени прихода карателей батюшка успокоился, вверив свою жизнь воле Божией, а заметив приближение большевиков, сказал: «Римские легионы идут…».

Отца Николая и некоторых других жителей арестовали. Их содержали в подвале дома, что находился неподалеку от храма. Над арестованными издевались и глумились за их веру, всячески оскорбляли за имя Христово. Среди задержанных была Агафия — одинокая верующая женщина, не имевшая родных. Над ней с особенной изощренностью издевались большевики, но она переносила все молча и терпеливо. Наконец, было объявлено, что все арестованные будут расстреляны.

Перед смертью все исповедовались. Вечером приговор был приведен в исполнение… Красногвардейцы вывели к берегу реки 18 человек. Раздались выстрелы. Из приговоренных пятерым удалось выжить, они ночью доползли до домов. Благодаря им стали известны подробности мученической кончины остальных приговоренных. В тот вечер большевиками были убиты: отец Николай Пробатов, староста храма Косма Егорович, крестьяне Виктор Краснов, Наум и Филипп (отец с сыном), Иван, Павел, Андрей, Павел, Василий, Алексей, Иван и Агафья.

Известно, что перед смертью отец Николай громко молился: «Господи, прости им, они не знают, что делают». После первого выстрела батюшка еще остался жив и, собрав силы, поднялся и продолжал молиться: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу». Тогда был произведен второй залп…

Отпевали отца Николая дома, наглухо занавесив окна шторами. Хоронили глубокой ночью.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания. Ныне в селе Агломазово вместо разрушенного большевиками храма, где служил батюшка, был воздвигнут новый — в честь священномученика Николая (Пробатова) и иже с ним пострадавших новомучеников Агломазовских.

(А)