Необычная Преждеосвященная…
Просмотров: 22388
Во время Великого поста изменения касаются всего сущего: питания, образа жизни христианина, молитвы. Священнослужители меняют золотые, праздничные облачения на постные черные и фиолетовые, песнопения становятся более трогательными и грустными, более того, даже песнопений становиться меньше и добрую половину службы мы слышим нестареющие псаломские строки. Но самое главное отличие этих недель в том, что во всех храмах проходит одна из самых красивых и строгих служб — Литургия Преждеосвященных Даров, наполненная глубокими покаянными песнопениями, настраивающими ум и сердце к осознанию своей греховности.
Самым удивительным и непонятным для новоначального является строгое правило Великого поста — не совершать в будние дни литургию. И это совершенно логично: совершение Евхаристии несовместимо с настроением поста, потому что литургия — это радость и праздник встречи со Христом, а строгие дни Четыредесятницы призывают нас к раскаянному плачу о своих прегрешениях. Но Церковь не может надолго оставить Своих чад без утешения — причащения Тела и Крови Христовой, поэтому установила в среду и пятницу служить Литургию Преждеосвященных Даров. Отличительная особенность данного богослужения в том, что для причастия используются Святые Дары, освященные на предыдущей полной Литургии по чину Василия Великого или Иоанна Златоуста и сохраняемые в особой Дарохранительнице на престоле.
Есть ряд утверждений о Литургии Преждеосвященных Даров, которые путешествуют из одной статью в другую, но не являются верными.
Во-первых, в православной традиции, начиная с 16 века существует мнение — что чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров написал Григорий Двоеслов, папа Римский, но несмотря на довольно широкое распространение этого мнения, оно является неверным. В богослужебных книгах старше 16 века Литургия Преждеосвященных даров, или является безымянной, или приписывается таким известным авторам, как Василий Великий, Епифаний Кипрский, патриарх Константинопольский Герман. В византийских толкованиях на Божественную литургию, составление чина Преждеосвященных усваивается апостолам. Согласно мнению Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (17 век) «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова».
С другой стороны, в западных литургических памятниках, связанных с именем папы Григория, нет никаких совпадений с молитвами византийской Литургии Преждеосвященных Даров.
Истинная причина появления мнения о том, что данную Литургию написал святой Григория Великий неясна. Скорее всего, она возникла между XII и XV вв. в среде греческого духовенства Южной Италии и была обусловлена мнением о том, что три великих святителя (Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст) определяющим образом повлияли на восточную литургическую традицию. В Византии были чины литургий: Василия Великого, Иоанна Златоустого и, так и проситься назвать третий чин Литургии Преждеосвященных Даров именем Григория Богослова. И, уже благодаря греческой традиции Южной Италии, литургию Преждеосвященных Даров стали приписывать именем другого Григория, который был более почитаем в Южной Италии, благодаря близости с Римом и латинской традицией. Закреплению связи Преждеосвященной литургии с именем Григория Великого способствовало то, что в православной мире практически единственных центром богослужебных книг в 16-17 веках стала Южная Италия, где данная литургия предписывалась папе Григорию.
В современной греческой традиции Литургию Преждеосвященных Даров не надписывают именем Григория Двоеслова и имя святого не произносится в отпусте Литургии, а тропарь Григорию Великому не входит в состав благодарственных молитв по Причащении.
Во-вторых, отличие от полных Литургий, к Евхаристическим канонам (в греческой традиции центральную молитву Литургии называют Анафора, что на русский язык переводиться как Возношение) которых, действительно приложили свои руки два великих святителя: Василий Великий и Иоанн Златоуст, Литургия Преждеосвященных Даров попросту не имеет этой центральной части. И здесь получается некое недоумение. Центром Литургии, ее центральной молитвой является Анафора, а в анафоре — это Установительные слова Иисуса Христа, произнесенные им на Тайной Вечери и сразу следующее за ним Призывание Святого Духа на предлежащие Дары. А в Преждеосвященной главной части нет, ведь Дары уже освящены заранее. И получается, что последование Преждеосвященной — это некое напоминание о полной литургии, вечерня с причащением, для того, чтобы не остаться надолго без утешения — причащения Тела и Крови Христовой.
В-третьих, существует мнение, что вечерня как бы заменяет начальную часть Литургии, на самом деле, по крайней мере до 10 века Литургия начиналась с Малого Входа, то есть с того момента, когда и сегодня Вечерня переходит в Преждеосвященную.
Почему же Литургия Преждеосвященных Даров совершается только по средам и пятницам Великого поста?
Данная Литургия может совершаться и в другие дни, по современной редакции Иерусалимского устава богослужения, который является определяющим для нашей богослужебной традиции, Литургия Преждеосвященных Даров совершается еще по полиелейным и храмовым (престольным) праздникам, пришедшим в будние дни Великого Поста, в день так называемого Стояния Марии Египетской, а также в первые три дня Страстной седмицы. Но, что интересно, в Студийском Типиконе, который является прародителем для Иерусалимского Устава, Преждеосвященная должна совершаться во все будние дни Великого поста, а также в среду и пятницу Сырной седмицы. И в этом случае становится понятна логика устава, запрещающая служение полной Литургии в среду и пятницу Сырной седмицы.
Необычной чертой Преждеосвященной литургии является ектения, которая появляется, начиная со среды четвертой седмицы — сразу же за ектенией об оглашенных следует ектения о «готовящихся к Святому Просвещению». Дело в том, что в некоторый период церковной истории, Таинство Крещения совершалось только в определенные дни церковного года, самым главным из которых была Страстная суббота, а в течение Великого Поста происходило оглашение готовящихся креститься. Сейчас данная традиция фактически является утраченной для жизни Церкви, но ектения осталась, как напоминание о традиции оглашения перед Крещением.
Характерной особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является благословение священником молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой в руках, происходящее между чтениями паремий, связанное с раннехристианским обычаем зажжения светильника на вечерне. Великий вход на Литургии Преждеосвященных Даров кардинально отличается от аналогичного входа на «полной» Литургии тем, что с жертвенника на алтарь переносятся уже освящённые Дары, то есть Тело Христово. В связи с этим, чашу и дискос несёт священник, диакон предшествует ему, обратив лицо к Дарам, то есть идёт, пятясь, и часто кадит, а молящиеся преклоняют колена.
Интересна также отличительная традиция Русской Православной Церкви: на Литургии Преждеосвященных Даров не принято причащать младенцев, которые на обычной Литургии причащаются только Кровью Христовой. Несмотря на это, данная традиция является не общепринятой в православном мире и в греческой церкви и в странах, в большей степени зависящих от греческой традиции, младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров причащают.
Несмотря на основные различия в практике совершения Преждеосвященной Литургии в разные исторические эпохи, нужно отметить, что внутреннее содержание и духовная ценность ее, а также ее догматическое значение остаются неизменными, ведь она является свидетельством Церкви о Боговоплощении Сына Божия Господа Иисуса Христа.
| Проголосовало: За - 14, против: 0. Общий рейтинг: 14 |
|